Агностик — кто это такой и что такое агностицизм

В чем суть агностицизма

В переводе с древнегреческого слово агностик означает «неизвестный». Агностицизм — это философская концепция, согласно которой мир не поддается полному знанию, и люди не могут знать ничего достоверного о Боге или божественности, а все сверхъестественное неизвестно и непостижимо.

Проще говоря, агностицизм находится где-то посередине между верой в Бога и полным неверием. Следовательно, агностик — это человек, который верит в Бога от 50 до 50. Он не опровергает существование неизвестного, но в то же время не пытается ничего доказать, так как истина, по его собственному убеждению, непостижима для человеческая совесть.

Истоки агностицизма относятся к V веку до н.э. Аналогичные рассуждения можно найти у софиста Протагора. Он был древнегреческим философом и говорил о невозможности проверить реальность существования богов. Живший в то же время древний индийский философ Санджая Белаттхапутта скептически относился к существованию какой-либо формы жизни после смерти.

Тот же термин «агностицизм» был введен в употребление только в 1869 году английским зоологом и профессором Томасом Генри Хаксли, защищавшим теорию эволюции Чарльза Дарвина. Хаксли называл себя агностиком и считал, что, в отличие от атеизма, христианства, идеализма и материализма, именно агностицизм можно считать концепцией свободомыслящего человека.

По его определению, агностик — это тот, кто не отрицает существования богов, но не принимает никаких религий и верований, поскольку первичное начало вещей не может быть познано. По крайней мере, в настоящий момент человеческого развития.

Есть понятие, противоположное агностицизму: гностицизм, что переводится как «знание». Это условное название для ряда религиозных движений, основанных на осознании человеком своей божественности и наделенных тайными знаниями. Оказывается, он агностик, просто верующий.

Ричард Докинз, биолог и ученый-эволюционист, в своей книге God Delusion разделил агностиков на четыре типа:

  1. Агностик постфактум. Вера в Бога в человеке несколько больше неверия. Он склонен верить, что божественное существует.
  2. Беспристрастно. Вера и неверие в него колеблются от 50 до 50.
  3. Склонен к атеизму. Неверие немного больше веры. У человека много сомнений.
  4. По сути, больше, чем атеист. Вера в Бога чрезвычайно мала, но не исключена полностью.

Знакомство с мировоззрением агностицизма

Агностицизм — это не религия, а мировоззрение (что это такое?). На вопрос «кто такие агностики и кто» существует несколько фактических ответов. Этакий чек-лист, чтобы раскрыть в себе зачатки этого мировоззрения:

  1. Агностики понимают: современное человечество частично осознает окружающий мир.
  2. Они не привыкли навязывать свое мнение, доводить до абсолюта понимание действительности.
  3. Такой человек убежден, что у каждого своя правда, нет причин «ломать копья» или спорить. Реальность так же трудно понять.

Агностицизм: вера в науку, в знания. Реально то, что можно ясно объяснить, доказать, доказать. По мнению агностиков, рассуждать на такие темы, как:

  1. Существование Бога.
  2. Инопланетяне.
  3. Реинкарнация.
  4. Призраки.

Философский вопрос можно обсудить, но нельзя доказать. Последователь этой парадигмы «верит» только в научные эксперименты, социально обоснованные, оставляя псевдонаучные теоретические форматы другим теоретическим форматам. Агностики не в правилах демонстрировать, оспаривать, что они ожидают того же от других, не терпя «втягивания себя» в свое поле.

Помните старую добрую пословицу о том, что истина рождается в споре? Для агностиков это ложное убеждение. Познание объективно, а «верю» / «не верю» — это упрощенные ответы для тех, кто не хочет смотреть правде в глаза, ищет доказательства.

Считается, что философия агностицизма не способствует прогрессу, потому что они не пытаются найти ответы на новые вопросы, но все как-то иначе. Напротив, агностики:

  1. Они не руководствуются чужим мнением.
  2. Они уважают науку, стремятся найти в ней ответы.
  3. Навязанные власти им чужды. Говоря о том, кто они и что за люди, стоит отметить: для любой религии человек не «удобен», так как в религиозном сообществе важны общие суждения, а для агностика это практически невозможно.

Стоит знать: если обратиться к философии, то агностицизм даже не самостоятельное понятие, а скептицизм в познании, гносеологический пессимизм. Агностики сомневаются в объективной реальности. Вспомните высказывания Протагора: все так, как кажется.

В агностицизме не поощряется поиск универсальной основы. Ленин считал, что это мировоззрение имеет очевидную интеллектуальную нерешительность, что не мешает многим великим людям разделять их взгляды.

Зарождение и развитие агностицизма

Как отмечалось выше, первые аргументы в пользу агностицизма были высказаны античными философами, придерживающимися скептицизма. Их главным аргументом было несовершенство знаний, доступных человечеству, которые постоянно развивались и пересматривались. В связи с этим скептики отказались принимать какие-либо существующие знания как истинные, относя их к релятивистам (релятивизм — это философская концепция, подтверждающая относительность, условность и субъективность человеческого познания), утверждая, что они отражают не объективную реальность, а доступные методы познания.

В относительно современной форме основные идеи агностицизма сформулировал Джордж Беркли. Он утверждал, что человек не может выйти за пределы своих сенсорных знаний, а это означает, что полное понимание объективной реальности недоступно.

Дэвид Юм и Иммануил Кант считаются авторами классической концепции агностицизма. Юм утверждал, что любое знание, которым обладает человек, основано на опыте. И этот опыт всегда будет ограниченным, и дальше идти невозможно. Следовательно, невозможно достоверно понять, как знание совпадает с объективной реальностью. Кант применил понятия «вещь в себе» и «вещь для нас» к объективной реальности. Он считал, что субъект может знать в любом объекте только то значение, которое он придает ему своими собственными действиями.

Значительную роль в развитии учения сыграл анализ рассуждений Виктора Кузена о природе Бога и его познаваемости, опубликованный в 1829 году Уильямом Гамильтоном. Впоследствии многие мысли, высказанные в этой работе, повторил один из ведущих представителей агностицизма Герберт Спенсер.

Основываясь на идеях Канта, Гамильтон считал, что все знания, которыми может обладать человек, основаны на субъективном опыте. А знание, находящееся вне опыта, всегда будет оставаться антиномичным для человека (антиномия — это ситуация, в которой два взаимно противоположных утверждения кажутся одинаково оправданными с точки зрения логики).

Мир через призму агностицизма

Изучая историю, вы найдете имена многих агностиков. Эйнштейн, Бертран Рассел, Кант, Дарвин. Они разные, но их объединяет твердость суждения. Это и хорошо, и плохо одновременно. Часто агностики побуждают человека не вникать в суть проблемы, что приводит к неприятным последствиям (конфликтам, хотя агностики их не терпят).

Если вы поищете в Интернете определения того, что такое агностик, вы найдете много интересных интерпретаций и много упрощений. Часто все сводится к тому, что это люди, которые, в первую очередь, борются за независимость выводов, которые могут быть параллельны или полностью противоречить общепринятым в обществе суждениям.

Это только одна сторона медали, так как на многое влияют окружающая среда и обстоятельства. Дело в том, что у агностиков нет «энциклопедии» со стереотипными ответами на риторические вопросы, которые им можно задать. Их мнения могут быть одновременно независимыми и противоречивыми, потому что всегда нельзя считать себя правыми из-за:

  1. Недостаток ресурсов.
  2. Минимум знаний в определенной сфере.
  3. Недостаток мотивации.

Подводя итог, мы говорим: этот взгляд — стабильное мировоззрение. Суть его в том, что объективно познать окружающий мир невозможно. Абсолютной истины не существует, вы должны ее принять. Важно понимать: агностицизм не является антитезой науке, поскольку в научном методе познания уже существует острая необходимость доказывать истинность фактов.

Направления и формы агностицизма:

• Релятивизм. Он основан на теории относительности. Это принцип познания, в основе которого лежит чувственность, а не отражение объективных и устойчивых явлений. Если концепция ложна и субъективна, то она отрицается объективностью знания и ведет к агностицизму.

• Иррационализм. В переводе с лат. — необоснованно, нелогично. Он основан на утверждении, что существует множество областей мировоззрения, недоступных уму обычного человека.

Плюсы и минусы агностицизма

Агностицизм — это не религия. Если вы рассматриваете возможность придерживаться принципов агностицизма в жизни, то вам необходимо ознакомиться с основными достоинствами и недостатками такой концепции. Это позволит вам определить, подходят ли вам эти представления или нет. Давайте теперь посмотрим на основные преимущества и недостатки.

Достоинства

Преимуществами являются следующие особенности:

  1. Агностицизм, несмотря на принцип «невозможности познания мира», есть некая вера. Это убеждение предполагает, что представитель верит в невозможность объективной оценки явлений мира;
  2. Агностики допускают существование многих кажущихся невозможными и нереальных вещей и явлений;
  3. Агностики терпимы ко всем областям науки, философии, религии, поскольку они не могут их опровергнуть;
  4. Агностицизм — довольно миролюбивая позиция для оправдания мира.
    Девушка медитирует на природе
    Другими словами, агностицизм — это вера в возможность существования почти любой теории

Недостатки

Неопределенность (ничего неизвестно, ничего нельзя доказать или опровергнуть)

всегда необходимо подтверждать свою позицию философскими позициями и точками зрения

Абсурдное понимание религии и убеждений

Познание мира согласно агностицизму должно основываться исключительно на человеческих чувствах (слух, обоняние, зрение, осязание)

Сохраняя агностицизм, нельзя использовать методы дедукции и индукции

Необходимость постоянно объяснять свою жизненную позицию

Кто такой агностик?

Агностик — это человек, который не отрицает существования Бога, но также допускает, что его может просто не существовать. Процент агностиков увеличивается с каждым днем. Для них нет авторитетных источников в различных религиях, все писания для агностика являются лишь литературными памятниками. Все агностики борются за правду и понимают, что мировой порядок намного сложнее, чем кажется на первый взгляд, но при отсутствии доказательств знание становится невозможным для агностика, и любопытный ум ставит под сомнение все.
Все агностики борются за правду и понимают, что мировой порядок намного сложнее, чем кажется на первый взгляд
Агностик

Впервые термин «агностицизм» был введен в науку Т.Г. Хаксли — последователем дарвиновской теории эволюции, чтобы обозначить свои взгляды на религиозные верования. Ричард Докинз в своей работе «Бог как иллюзия» выделяет несколько типов агностиков:

  1. Агностик постфактум. Вера в Бога немного выше неверия: не совсем убеждена, но склонна верить, что на дне есть Творец.
  2. Открытый агностик. Вера и неверие делятся ровно вдвое.
  3. Агностик, склонный к атеизму. Неверие — это не что иное, как вера, оно испытывает ряд сомнений.
  4. Агностик по сути более атеист. Вероятность существования Бога абсолютно мала, но не исключена.

История возникновения термина

Дэвид Хьюм

Чтобы простыми словами понять, кто такой этот агностик, стоит разобраться, откуда взялся этот термин.

В конце 18 века философы и ученые Герберт Спенсер, Гамильтон, Джордж Беркли и Дэвид Хьюм разработали теорию, идеи которой противоречили метафизической философии. Они считали неправильным исследовать мир через субъективное понимание метафизических явлений. Они нашли подтверждение своим взглядам в трудах античных философов, скептиков и софистов.

А в 1876 году английский биолог Томас Хаксли на заседании Метафизического общества ввел в науку термин «агностицизм», положив начало отдельному философскому движению. Итак, у агностиков даже был свой знак, в который вписана модель движения атомов.

Во что верят агностики?

Может ли агностик верить в Бога — это вопрос, который задают люди, которые постепенно отходят от религии, но продолжают верить по-своему. Типичная черта агностика помогает решить эти вопросы:

  • он воздерживается от суждения о том, существует ли Бог или нет, то есть не может ни опровергнуть, ни доказать существование или отсутствие Творца;
  • считает, что человек должен действовать в одиночку;
  • хотя Бог существует, он не имеет ничего общего с человеком;
  • понятие добра и зла относительно, есть нежелательное поведение;
  • совесть человека — мера его действий;
  • большинство агностиков восхищаются личностью и жизнью Иисуса Христа, но видят в нем обычного человека, хотя и наделенного сверхъестественными качествами;
  • сомнения в существовании души и бессмертии;
  • смысл жизни для агностика — это сама жизнь с ее радостями и горестями и теми целями, которые человек ставит перед собой;
  • они считают доказательства существования Бога или его отсутствия вопросом времени, хотя их немного и все они сомнительны.

Принципы агностика

Философия агностицизма основана на 5 принципах, которых придерживаются сторонники этого направления:

  1. человек не может объективно познать окружающий мир;
  2. невозможно доказать существование Бога, а также доказать его отсутствие;
  3. нет смысла делить мир строго на черное и белое, понятия «добро» и «зло» придуманы человеком и, следовательно, субъективны;
  4. знание, в котором человечество теперь убеждено и принимает за абсолютную истину, в конечном итоге будет опровергнуто;
  5. не исключено, что в будущем появятся такие факты и события, благодаря которым можно будет дать однозначный ответ о существовании высших сил.

Чем отличается агностик от атеиста

Многие путают эти два понятия. Некоторые священники также считают агностиков атеистами, но это не так. Поэтому предлагаю разобраться.

Отличия:

  1. Атеист категорически отрицает существование Бога, а агностик только сомневается, но допускает такую ​​возможность.
  2. Атеисты — чистые материалисты. Для них материя всегда первична, а сознание и воля вторичны. Среди агностиков много идеалистов, т. Е. Людей, для которых идея первична, а материя в сфере бытия вторична.
  3. Совесть атеиста закрыта, а у агностика — открыта. Агностик может легко изменить свою точку зрения, если он столкнется с доказательствами, опровергающими его исходную позицию. Он открыт для всего нового. Атеист твердо придерживается своей веры на протяжении всей жизни.

У агностиков и атеистов есть сходство: неверие как врожденное явление. Другими словами, никто из нас не рожден верующими. Мы с самого начала либо атеисты, либо агностики. Позже семья и общество прививают нам точки зрения, и мы решаем, на чьей стороне встать. Более того, и агностики, и атеисты — мыслящие люди. Они умеют анализировать происхождение определенных вещей или явлений.

Агностики часто бывшие теисты, то есть верующие, сомневавшиеся в существовании божественного. Кто-то перешел «на ту сторону» из-за тяжелой утраты, кто-то попросил у Бога помощи и не стал ее ждать.

Как агностики видят мир — примеры

земля
Человек, который может сказать себе: «Я агностик», видит мир как новое знание, которое открывается ему бесконечно. Он считает, что если какое-либо свидетельство или теория могут быть опровергнуты с течением времени и доказать свою несостоятельность, то то же самое может произойти и с любыми другими знаниями.

Например, люди давно убедились, что Земля плоская и сидит на черепахе и трех китах. Это была очень правдоподобная теория, потому что все, оглядевшись, заметили, что самолет действительно был плоским. И рассказы путешественников о том, что в море есть край, по которому вода течет очень низко, только подтвердили предположения.

Но со временем теория плоской Земли была разрушена, люди увидели доказательства сферичности планеты и поверили ей. Предыдущие знания, которым долгое время верили, рухнули.

то же самое и с материей. Считается, что вся окружающая реальность состоит из мельчайших частиц: атомов. И в этом никто не сомневается. Но как только ученым удалось создать более мощный микроскоп и они увидели, что атом состоит из еще более мелких частиц, теория рухнула.

Оказывается, убеждения можно менять бесконечно. Это только вопрос времени и технического прогресса.

В религии

Агностики не принадлежат ни к какой религии, поскольку каждая из них дает собственное догматическое определение происхождения вещей и происхождения всех вещей, сотворения мира. С другой стороны, агностики говорят, что эти утверждения невозможно проверить, поэтому они им не верят.

Они допускают возможность верить в саму идею существования Бога, но не верить в конкретный объект.

В философии

Агностицизм вошел в философию в 19 веке. Последователи отдельного направления философии — позитивизма попытались очистить науку от ложных заблуждений и построить прочную структуру, основанную исключительно на знаниях.

Позитивисты поняли и приняли точку зрения, согласно которой существование Бога не имеет достаточных доказательств, поскольку не может быть проверено на практике. Но само его существование не отрицалось, поэтому они не могли называть себя полностью атеистами. Они выбрали путь исследования фактов для подтверждения религиозных догм.

В науке

Агностицизм в науке утверждает, что любой опыт, полученный в процессе познания, неизбежно будет искажен сознанием субъекта. Агностики убеждены, что субъект не имеет возможности объективно понять окружающую действительность и точную картину мира.

Проще говоря, любой опыт человека неизбежно проходит через призму его знаний, суждений и предубеждений. Опыт и мышление каждого человека уникальны и в той или иной степени далеки от понимания истинной картины мира. Поэтому любые знания не точны. При этом не отрицается возможность самого познавательного процесса.

Агностики не верят в бога?

Вера в Бога принципиально отличает агностиков от атеистов. Атеисты утверждают, что богов нет, хотя свидетельств их отсутствия нет.

Агностики признают существование Бога, но не верят в какую-то конкретную религию. Они не отрицают существования чего-то, что нельзя доказать.

Известные представители концепции

До того, как Хаксли ввел термин «агностицизм», идеи этой концепции развивались в 18 веке. Сторонниками теории были Герберт Спенсер, Уильям Гамильтон, Джордж Беркли, Дэвид Хьюм и другие.

Юм считал, что знания человека основаны на его чувственном опыте, поэтому сделать однозначные и объективные выводы об априорной реальности не удастся.

Другой ведущий представитель агностического мировоззрения Иммануил Кант, основатель немецкой классической философии, симпатизировал ему. Он утверждал, что человек знает все вокруг себя через свои чувства, а это значит, что то, что не влияет напрямую на людей, не может быть распознано.

В 20 веке философ Карл Поппер описал принцип фальсификации: хотя правду узнать невозможно, но если отбросить все ложные данные, можно немного приблизиться. Это то, что становится толчком к прогрессу.

И Чарльз Дарвин, и Альберт Эйнштейн называли себя агностиками. И английский натуралист, и немецкий физик-теоретик считались атеистами, но сами категорически отрицали это.

В наше время есть последователи агностицизма даже в области науки. Следовательно, американский астрофизик Нил ДеГрасс Тайсон считает себя последователем этого направления философии. Несмотря на исследование просторов космоса, Тайсон не отрицает существования Бога и готов поверить в него, если он получит явные доказательства.

Джордж Беркли

Джордж Беркли

Ключевым тезисом, который Беркли разработал и защитил в ходе своей научной карьеры, было утверждение, что «бытие — это то, что воспринимается, или тот, кто воспринимает». Он настаивал на том, что человеку доступно только то знание окружающей действительности, которое он получает через восприятие.

При этом в сознании человека понимание окружающего мира присутствует только в том виде, в котором оно было воспринято. Следовательно, знание объективной реальности не может быть абсолютным, так как оно ограничено возможностями и искажено особенностями человеческого восприятия.

Дэвид Юм

Дэвид Хьюм

Идеи Юма похожи на идеи Беркли. Его основной работой на эту тему был «Трактат о природе человека», опубликованный в 1739-1740 годах (изданный по частям). В этой статье он обсуждает проблемы надежности знаний, а также принципиальную невозможность проверки такой надежности.

В то же время он не вызывает тотального скептицизма, а лишь показывает, что необходимо учитывать несовершенство имеющихся в нашем распоряжении методов познания. Все знания получаются посредством эмпирических и теоретических знаний. Другими словами, процесс познания всегда включает определенные предположения и предположения, многие из которых не могут быть надежно доказаны или опровергнуты.

Иммануил Кант

Иммануил Кант

Как отмечалось выше, Кант рассматривал объективную реальность как «вещь в себе», существующую независимо от человеческого сознания, но в то же время доступную в определенной форме для его восприятия. Он утверждал, что сначала необходимо понять границы разума, и только тогда можно будет говорить о принципиальной возможности или невозможности чистого знания, а также о методах его достижения.

Пока мы не поймем эти границы, мы не сможем узнать, насколько «вещь для нас» (наше восприятие реальности) идентично «вещи в себе» (объективной реальности). В упрощенном виде агностицизм Канта можно сформулировать так: пока границы человеческого разума неизвестны, абсолютное знание невозможно, так же как невозможно ответить на вопрос о достижимости абсолютного знания в будущем.

Герберт Спенсер

Герберт Спенсер

Герберт Спенсер изложил свою позицию по рассматриваемому вопросу в своей работе «Основные принципы». В нем он заявляет, что «конечная реальность» недоступна человеческому пониманию, поскольку границы возможностей его разума не простираются до реальности.

Спенсер отмечает, что это основной инструмент религий, которые используют всевозможные домыслы и аллегории для создания иллюзии понимания. В то же время утверждения, постулируемые религией, не могут быть проверены из-за самих ограничений человеческого разума.

Следовательно, одно из ключевых утверждений агностицизма Спенсера состоит в том, что человек не может знать ничего наверняка о Боге и других сверхъестественных явлениях, которые нельзя изучить эмпирически.

Нужно ли становиться агностиком

Сегодня в мире постоянно растет количество агностиков и атеистов. В основном это связано с поступательным развитием общества и науки. А также с тем, что все больше и больше государств становятся светскими (нерелигиозными). Следовательно, вопрос «Вы должны стать агностиком» лежит исключительно на вас и вашем мнении. Вы должны решить для себя, какие взгляды и позиции наиболее подходят для вас.

Как стать агностиком

Поскольку агностицизм не является религией, процедура стать представителем этого течения довольно проста. Осознание реальности «я агностик» требует прохождения определенного процесса ознакомления с соответствующей литературой. Давайте посмотрим на этот процесс:

  1. Изучите литературу по агностицизму;
  2. Сделайте вывод, подходят ли такие позиции лично вам;
  3. Если вы являетесь представителем религии, вы должны отказаться от нее. Потому что вера подразумевает абсолютную веру в присутствие высших сил. Здесь не должно быть никаких колебаний;
  4. Начните придерживаться агностических принципов.
    Пустая католическая церковь
    Вы не можете, например, оставаться евреем, если вы агностик

Как перестать быть агностиком

Процедура так же проста, как стать агностиком. Перестаньте считать себя агностиком. Особых способов выйти из этой «веры» нет. Вы, как и все люди, постоянно развиваетесь и, как следствие, ваше мировоззрение и взгляды на жизнь могут меняться с возрастом.

Проблемы агностицизма

Агностицизм в современном понимании — это стремление к знанию, обобщенное учение о пределах наших знаний. Отсюда проблемы агностицизма как поиска смысла в вещах:

1. Люди рассматривают фундаментальную возможность знания, потому что познаваемо только то, что существует сейчас. Например, вы не можете знать время или драконов, это будет воображаемое исследование явлений и явлений. Мы не можем видеть невидимое, потому что на самом деле его не существует.

2. Проблема способов познания. Люди ограничены в своих способностях понимать окружающий мир. Не все эксперименты можно провести, чтобы что-то доказать, а это значит, что прогресс в агностицизме может отсутствовать.

3. Проблема способов описания. Человек не может буквально описать все, что он видит или слышит, и это тоже ограничение в полном познании мира.

Агностицизм претерпел множество трансформаций, создав целую историю движения. Возникнув в античной философии в виде отдельных мнений людей, она сформировалась в определенном направлении. Изначально это был просто скептицизм в древнегреческой философии Пирра, а затем стал классическим вариантом позиции Юма и Канта.

В суждениях Юма возник расширенный агностицизм. Он объяснил, что все знания исследуются человеческим опытом, а это означает, что они ограничены. Однако Кант внес в курс улучшения, подчеркнув четкое различие между «вещами в себе» и «вещами для нас» и исследуя отправную точку познания мысли.

Кроме того, агностицизм подвергся критике со стороны В. И. Ленина, который подчеркивал, что агностицизм отделяет явления от сущности и поэтому не выходит за рамки человеческих ощущений.

В настоящее время одним из проявлений агностицизма является эпистемологическая позиция конвенционализма. Его суть заключается в связи между фактом и его утверждением, потому что этот процесс обусловлен. Один и тот же факт можно увидеть в разных интерпретациях и значениях. Отсюда вывод о случайности когнитивной функции человека. Другая современная концепция агностицизма — отрицание решения вопроса, потому что оно может принадлежать «метафизику» или не допускать доказательства факта.

 

Оцените статью
Блог о профессиях