Гуманизм: понятие, основные идеи, виды гуманизма, сторонники

Что такое гуманизм?

Гуманизм — это мировоззрение, согласно которому человеческая жизнь считается высшей ценностью, и все доступные ресурсы должны использоваться для ее сохранения и улучшения ее качества. В более широком смысле гуманизм — это система устройства человеческого общества, в основе которой лежит это мировоззрение.

Термин «гуманизм» происходит от латинского слова humanitas, что переводится как «человечность». Однако в русском языке эти понятия не идентичны. Слово «гуманизм» обозначает систему убеждений, а человечность — это черта личности, которая подразумевает доброту и уважение к другим.

Термин «гуманизм» имеет несколько значений. Его можно использовать в отношении мировоззрения, жизненной позиции, системы общества, философской концепции или социального движения. Но в то же время это всегда сводится к идее благотворительности. Его ключевая идея состоит в том, что каждый человек имеет полное право самостоятельно определять смысл и форму своей жизни при условии, что он соблюдает этот принцип по отношению к другим людям.

Гуманисты убеждены, что каждый здравомыслящий человек способен различать добро и зло, исходя из собственных представлений о морали и этике. Все его действия должны быть направлены на пользу себе и окружающим, и за каждое свое действие он несет личную ответственность.

Происхождение слова

Термин восходит к латинскому корню и первоначально звучал как «studia humanitatis», то есть «изучение« человечества », понимаемое как полнота человеческой природы. Значение заимствовано из текстов римского оратора Цицерона, который его видел как продукт развития древней культуры, зародившейся в греческих городах-государствах, первые гуманисты также называли себя ораторами или риторами, подчеркивая свою связь с традициями античности.

В течение долгого времени концепция указывала направление мысли, изучающей человека в целом и его земные потребности, в отличие от теоцентризма — религиозного подхода, выдвигающего на первый план вопросы бытия и высших смыслов.

Считается, что в современном понимании этот термин впервые был использован в 1808 году. После публикации работы немецкого историка Георга Фогта по философии Возрождения это понятие было тесно включено в научный дискурс. В результате он получил много разных составов.

Определение в Библии

«Душа по своей природе христианская», — писал Тертуллиан, античный писатель, мыслитель и апологет. Священное Писание говорит о сотворении людей по образу и подобию Бога и придает им высшую степень достоинства. Обесценивание и обесценивание человеческой личности часто понимается в учении Церкви как греховный акт и вызов божественной мудрости и порядку вещей.

Евангельская проповедь говорит о присутствии искры Божьей в каждом человеке, таким образом приравнивая каждого к изначальной ценности, данной Богом. Нет ни грека, ни еврея: этот постулат уже близок к идее равенства отражено сегодня во Всеобщей декларации прав человека.

С другой стороны, в библейской концепции человечество не является вершиной вселенной. В нем говорится о первоначальном ущербе человеческой природе, причиненном первородным грехом и преодоленном через искупление. Это устройство можно понимать по-разному: оно стало предметом ожесточенных споров и очень часто не признается человеческим.

Значение понятия в философии

На протяжении веков мыслители пытались сформулировать его универсально, вне рамок религии или условностей данной культуры, времени и обычаев. В конечном итоге постулат человечности возникает за пределами границ.

Это можно описать следующими настройками:

  • ценность каждого человека, независимо от происхождения, пола, религии, социальных и других различий;
  • изначально хорошее отношение к людям в конечном итоге их улучшает;
  • люди — высшая, самая важная ценность идей, материалов и других товаров.

Гуманизм эпохи возрождения

Если в средние века церковь управляла сознанием людей, земная жизнь рассматривалась с точки зрения подготовки к загробной жизни, то Возрождение родило нового человека, которого интересовало устройство этого, вполне реального, и не в какой-то мифической загробной жизни.

Именно Эпоха Возрождения открыла миру художников, поэтов, изобретателей, первооткрывателей и других гениев, имена которых до сих пор известны любому ребенку.

Итальянцы Франческо Петрарка (он считается основоположником гуманизма), Данте Алигьери, Боккаччо, Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело, английские Шекспир и Бэкон, французы де Монтень и Рабле, испанцы Сервантес, немцы Эразм Роттердамский, Альбрехт Принуждение — все эти люди эпохи Возрождения.

Гуманизм возник в Италии в XIV веке как противовес средневековому аскетизму. Оно сложилось под влиянием большого интереса к древности как новому философскому направлению, в котором на первый план выдвигались духовная сущность человека, его свобода и право на земные радости.

Гуманизм эпохи Возрождения поместил человека в центр вселенной как наиболее совершенное творение природы, в котором заключен божественный принцип. И смысл существования этого творения не в искуплении грехов, а в умении обрести гармонию в земной жизни.

Средневековый человек считал себя частью своей социальной группы, он осознавал свою ценность через соблюдение общепринятых норм. Человек эпохи Возрождения ценен не своей социальной принадлежностью, а своей активностью и личными достоинствами.

Именно гуманистические идеи породили совершенно новую культуру, основанную на веселых светских темах. Гуманизм, прославляющий индивидуальное начало человека (что такое индивидуальность?), Превратил безымянное искусство средневековья в искусство автора. Сравните, сколько средневековых художников, писателей, музыкантов вы можете назвать вручную и сколько имен пришло из эпохи Возрождения.

Поскольку гуманизм встал на путь совершенствования человека, в сферу интересов гуманистов входили вопросы образования и воспитания. В систему образования был введен широкий цикл гуманитарных наук, подход к воспитанию молодежи основывался на уважении к личности ребенка, поэтому порка перестала считаться хорошим педагогическим приемом.

Историческая справка

Бытует мнение, что основы гуманистических идей были заложены еще в древности и нашли отражение как в античной мысли, так и в мировых религиях. Однако отправной точкой считается период Возрождения. Именно тогда в трудах ученых и философов появились тезисы, из которых непосредственно родились современные гуманистические концепции.

История появления и развития

В раннем средневековье европейская цивилизация находилась в упадке и долгое время находилась на очень низком уровне. Культурный обмен происходит в итальянских городах благодаря активной международной торговле и развитой городской жизни. Кризис и падение Византии способствуют концентрации уцелевшего древнего наследия на Апеннинах: многие работы греческих мыслителей были найдены в оригинале или в арабских переводах. Все это в конечном итоге порождает новый вид мышления: антропоцентризм, который стал альтернативой установленному церковью образу мира.

Грядет Возрождение. Приверженцы антропоцентрического подхода стараются сместить фокус внимания на человека, его желания и потребности. Под Studia humanitatis понималось то, что сегодня скорее можно было бы назвать вопросами саморазвития. Мыслители развивают такие качества, как обучаемость, добродетель и хорошее поведение. Эти свойства были связаны с «выращиванием» личности через классическое образование, основанное на древних образцах. Под влиянием стоицизма формируется новый идеал личности: исполненный разума, силы духа и творчества, щедрый, справедливый и активно познающий мир.

В наше время гуманизм понимается уже по-другому: влияние богословия и христианского представления о провидении Божьем в жизни людей теперь полностью отходит на второй план. Схоласты и теологи постепенно уступают позиции светским философам. Утверждается деизм — идея о том, что влияние высших сил на этот мир на самом деле намного меньше или полностью отсутствует. Таким образом, человек, предоставленный самим себе Богом, признается вершиной мироздания и источником нравственного закона. Он имеет право на свободу, счастье и самосовершенствование.

Современное состояние

За последние два столетия мир претерпел радикальные изменения. Колониализм, распространение и отмена рабства, исчезновение прав на недвижимость, мировые войны и процессы глобализации заставляли людей неоднократно пересматривать ценность человека и его место в постоянно меняющемся обществе.

На данном этапе развития гуманистического движения можно выделить следующие этапы:

  1. Ранний (середина 19 века — начало 30-х годов).
  2. Обучение и развитие (1930-1980).
  3. Возникновение и размежевание светских и религиозных тенденций (с 1980-х гг).

В 1933 году под руководством философа Роя Селларса и протестантского пастора Раймонда Брэгга был опубликован Первый гуманистический манифест. Документ отражает стремление примирить веру с наукой и сформулировать некую новую религиозную концепцию, отвечающую потребностям времени. Таким образом было признано создание мира и теории эволюции, а также необходимость формулировать вопросы веры научным способом. Противостояние священного и мирского, души и тела также отвергалось.

Второй манифест вышел в 1973 году и отразил реальность мира, который уже пережил ужасы Второй мировой войны и был разделен на два противостоящих политических лагеря. В тексте содержались призывы объединять людей на основе общих принципов, бороться с распространением оружия массового уничтожения, насилием и дискриминацией. Они говорили о правах и свободах людей в сфере общественной и частной жизни. Было сказано, что не Бог спасает человека, а только он сам, беря на себя ответственность.

Следующий манифест был подписан в 2003 году и был намного меньше по объему, чем предыдущие. Он приглашает к активному познанию мира, указывает на неотъемлемую связь человека с природой и его социальной сущностью. Авторы призывают людей активно взаимодействовать и работать на благо общества.

Принципы гуманизма

Чтобы лучше понять, что такое гуманизм, следует ознакомиться с основными идеями, на которых основана эта концепция. Основные идеи гуманизма можно сформулировать следующим образом:

  • у каждого человека должна быть возможность развиваться, приобретать знания и навыки, которые впоследствии могут быть направлены на пользу себе и обществу;
  • каждый несет личную ответственность за свои решения, выбор и действия;
  • будучи социальным существом, человек может создавать и привносить в культурный мир что-то новое;
  • в своих действиях человек должен руководствоваться принципами морали и этики, а также совестью и здравым смыслом.

Основная идея гуманизма заключается в том, что человеческая жизнь является высшей ценностью и в то же время каждый имеет право на счастье, благополучие и возможность самореализации.

Виды гуманизма

Основные идеи этой концепции можно найти в трудах Сократа, Аристотеля, Демокрита, Конфуция и других мыслителей античности. Однако общепризнано, что в относительно современной форме гуманизм зародился в эпоху Возрождения. С тех пор он изменился и развился, в связи с чем можно выделить следующие виды:

  • Классический. Это система взглядов, возникшая в эпоху Возрождения как возрождение и переосмысление идей упомянутых выше античных мыслителей. Авторами и сторонниками классического гуманизма были Мишель де Монтень, Джованни Боккаччо, Франческо Петрарка, Фрэнсис Бэкон, Томас Мор и Эразм Роттердамский.
  • Теистический. Это мировоззрение, основанное на вере в Божье спасение человека, представляет собой альтернативную систему мнений для верующих, поскольку другие формы гуманизма так или иначе поддерживают атеизм.
  • Атеист (обыватель). Жан-Поль Сартр считается создателем этой концепции. Противопоставьте религиозным учениям, подчеркивая, что человек должен делать все, чтобы достичь счастья в этом мире, не рассчитывая на загробную жизнь. Все представления о добре и справедливости должны формироваться без привлечения идей о существовании божеств и сверхъестественных сил.
  • Коммунист. Это форма гуманизма, полностью переработанная марксистами, чтобы показать, что коммунизм лучше всего воплощает гуманистические идеи.
  • Научный (натуралистический). Это современная форма гуманизма, идеи которой ориентированы на необходимость развития личности, самосовершенствования, самореализации и самореализации.
  • Нормативный. Фундаментальный принцип этой формы гуманизма заключается в том, что каждый должен иметь возможность удовлетворить свои собственные потребности. Он не должен адаптироваться к обществу, поскольку общество существует для удовлетворения его потребностей, а не наоборот.

Израильский историк Юваль Харари предлагает свою классификацию, согласно которой можно выделить 3 типа гуманизма:

  • Либеральный. По сути, либерализм — это либеральный гуманизм. Важнейшими ценностями в нем являются человеческая жизнь, личные права и свободы, особенно право на личное счастье и самореализацию.
  • Социалистическая. Эта концепция направлена ​​на достижение всеобщего человеческого счастья, но ограничивает свободу выбора человека. Объяснение этого ограничения заключается в том, что партия или профсоюз могут принять лучшее решение.
  • Эволюционный. Суть этой концепции состоит в том, чтобы «позаботиться» о потомстве, которое должно стать сильнее, умнее и успешнее благодаря продолжающейся эволюции, включая естественный, а иногда и искусственный отбор. Харари отмечает, что такой подход опасен, поскольку может породить фашистские идеи.

Ренессансный гуманизм

Известный как классический гуманизм; это дух познания, который развился в позднем средневековье с возрождением классической письменности и новой верой в способность людей определять истину и ложь для себя.

Светский гуманизм (секулярный)

Светский гуманизм отвергает теистическую веру и существование сверхъестественного мира. То есть для них сверхъестественные убеждения не могут быть подтверждены рациональными аргументами, и поэтому сверхъестественные аспекты, связанные с религиозной деятельностью, должны быть отвергнуты.

Религиозный гуманизм

Он считает себя религиозным или принимает те или иные формы теизма, деизма или сверхъестественного, не обязательно имея какую-либо связь с организованной религией.

Эти гуманисты считают, что светский гуманизм слишком холодно логичен и игнорирует все эмоциональные аспекты, которые делают людей людьми.

Марксистский гуманизм

Интересы рабочих считаются важнейшими, они противопоставлены интересам «угнетателей» и «буржуазного псевдогуманизма».

Это пролетарский или социалистический гуманизм, новый скачок в развитии гуманизма и следствие критической разработки гуманистических идей прошлого.

Интегральный гуманизм

Политическая философия, разработанная в Индии в 1960-х годах, в отличие от западной политической философии (они, по мнению основоположников этого гуманизма, были озабочены материализмом и пренебрегали социальным благополучием личности).

Основатели видели как несовершенные, так и жадные стимулирующие идеи как в капитализме, так и в социализме, классовый антагонизм (столкновение интересов социальных классов в обществе, проявляющееся в классовой борьбе), эксплуатацию и социальную анархию.

Современный гуманизм

Достаточно подробное описание того, что представляет собой эта философская концепция сегодня, дает Юрий Черный в своей работе «Современный гуманизм». Описывая историю развития гуманизма, он выделяет 3 периода:

  • Возникновение (19 век — 1930).
  • Тренировки (30-80-е годы).
  • Обособленность светского гуманизма (с 1980-х годов до наших дней).

Гуманизм сегодня охватывает множество различных направлений, но он основан на светском гуманизме. Суть его сводится к тому, что не существует сверхъестественных существ, ради примирения с которыми следует отказаться от удовольствий и удовлетворения потребностей. Вместо религиозных ритуалов светский гуманизм требует соблюдения законов морали.

Народный

Довольно редкое определение. Иногда на них навешивают ярлыки гуманистических идей, которые имеют специфику из-за менталитета определенного народа или этнической группы. На практике он может совпадать с религиозным или литературным, отражая характеристики и убеждения конкретного общества.

Правозащитный

Это включает движение за защиту прав и свобод личности в общественной, политической и частной сферах. Активисты стремятся отстаивать интересы граждан, находящихся в уязвимом положении с точки зрения взаимодействия с властью или угнетенных другими людьми.

Плюсы гуманизма

Каждая философия по-своему объясняет основные принципы этого движения. Но преимущества гуманистического мировоззрения не меняются. Среди них выделяют:

  1. Отказ от насилия в любой форме. Это касается как физического воздействия, так и психологического давления. Поэтому гуманисты всегда будут вести себя мирно и дружелюбно. (См. Также — кто такие пацифисты)
  2. Большая способность к сопереживанию, пониманию других — это облегчает взаимодействие в обществе и сводит к минимуму количество конфликтных ситуаций.
  3. Отношение уважительное к вашим потребностям и желаниям.
  4. Готовность бескорыстно помогать другим.
  5. Осознание ценности собственного счастья и благополучия.

Гуманизм — это столп современной морали. Благодаря ему сохраняется вера в справедливость и понимание ценности человеческой жизни.

Минусы гуманизма

К слабым сторонам гуманистического мировосприятия можно отнести:

  1. Толковательная двусмысленность. Непонимание его принципов может нанести вред. Например, если ребенка учат всегда помогать людям, но не учат отстаивать свои границы и действовать в опасных ситуациях, он может пострадать, пытаясь кого-то спасти.
  2. Противоречивое отношение к острым социальным явлениям: эвтаназии, аборту. То, что одни считают человеческим и справедливым, другие считают преступлением против человечности.
  3. Избегайте реальности. Идеальное общество — это утопия, идея, которая не может быть реализована.
  4. Деперсонализация, навязывание абстрактных понятий. На фоне стремления принести пользу всему человечеству теряется важность отдельных людей, в том числе членов семьи.
  5. Чем больше человек сопереживает другим, тем чаще он страдает от того, что мир не может быть идеальным. Это приводит к нервному напряжению и унынию или даже к человеконенавистничеству.

Гуманизм чаще всего критикуют за его двусмысленность. С одной стороны, он проповедует ценность жизни человека и ее преимущества, с другой — становится причиной противоречий и вызывает стресс.

Признаки гуманизма

Известны основные признаки гуманизма, в полной мере раскрывающие это понятие:

  1. Автономность. Идеи гуманизма нельзя изолировать от религиозных, исторических или идеологических предпосылок. Уровень развития мировоззрения напрямую зависит от честности, верности, толерантности и других качеств.
  2. Фундаментальность. Ценности гуманизма важны в социальной структуре и являются ее первичными элементами.
  3. Универсальность. Философия гуманизма и ее идеи применимы ко всем людям и к любой социальной системе. В существующем мировоззрении можно пойти дальше, так как каждый имеет право на жизнь, любовь и другие качества.

Главная ценность гуманизма

Смысл гуманизма заключается в том, что в каждом человеке есть потенциал развития или уже существует человечность, из которой происходит формирование и развитие нравственных чувств и мышления. Невозможно исключить влияние окружающей среды, других людей и различных факторов, но только личность является единственным носителем и творцом реальности. Гуманистические ценности основаны на уважении, доброте и совести.

Как связаны между собой гуманизм и Реформация

Реформа — это общественное движение, направленное на преобразование христианской церкви. Он начался в 16 веке в Германии, в разгар эпохи Возрождения. Как связаны гуманизм и Реформация?

Можно сказать, что гуманисты проделали хорошую подготовительную работу для дальнейшей деятельности реформаторов. Есть даже такое выражение, как «Эразм снес яйцо, а Лютер вылупил его», — сформулировал сам Эразм Роттердамский в его спорах с Мартином Лютером, основателем Реформации.

Именно гуманисты хотели реформы церкви, именно они осуждали и критиковали пороки духовенства, именно они, стремясь к человеческому совершенству, хотели возродить истинное христианское благочестие, основанное на жизни по заповедям Христа. Но на самом деле, подготовив почву для Реформации, гуманисты пошли своим путем, а реформаторы — своим.

Реформаторы vs гуманисты

Гуманисты-реформаторы

Отрицание свободы воли человека. Все в этом мире подчинено божественному предопределению. Идея свободы воли человека. Человек, идущий к нравственному совершенствованию, сам формирует свой характер.
Они хотели возродить изначальную чистоту христианской веры. Завершено религиозное развитие средневековья. Они хотели возродить науки и искусства древнего мира. Они заложили основу многовековой культуры, которая выросла до эпохи Просвещения в 18 веке.
В центре — мысли о спасении загробного мира. В центре — интересы земной жизни.
Божественный принцип Христа важен. Человеческий принцип Христа важен.

 

правда, следует отметить, что пока мальчики перевозили и насиживали яйца, католическая церковь преследовала их обоих.

Кто такие гуманисты?

Гуманист — это человек, который заинтересован в благополучии, ценностях и достоинстве человечества или заботится о нем. Гуманисты предоставляют человеку свободу выбора. По их мнению, принятие собственных решений приведет к прогрессу, личному росту и повышению самооценки.

Они также подчеркивают, что беспокойство является движущей силой перемен. Гуманисты считают, что изменение также ведет к более независимой и полноценной жизни.

Некоторые из ранних гуманистов, в том числе Поджио Браччолини, Джованни Боккаччо и Франческо Петрарка, были коллекционерами древних рукописей.

Итальянский поэт Франческо Петрарка
Итальянский поэт Франческо Петрарка (1304-1374)

Франческо Петрарка считается отцом гуманизма. Он был первым, кто провозгласил высшую важность человека. Петрарка назвал человеческое познание самой важной дилеммой для ученых и философов. Петрарка также изобрел новый метод понимания: самопознание вместо логики.

В чём проявляется гуманизм?

Гуманисты утверждают, что нет никаких доказательств того, что сверхъестественная сила нуждается в чем-либо от людей или чего-то хочет от людей, что она что-то сообщила им или что она нарушила законы природы, что она кому-то помогала или причиняла вред.

Гуманисты утверждают, что первостепенное значение имеет благополучие человечества, а не предполагаемого Бога или богов. Следовательно, гуманизм направлен на удовлетворение человеческих желаний и потребностей.

Гуманисты утверждают, что люди могут найти смысл в жизни и со временем максимизировать свой уровень счастья, развивая свои таланты и используя их для служения человечеству.

Гуманисты считают, что такой подход к жизни приносит больше удовольствия и ведет к более глубокому и продолжительному удовлетворению, чем гедонистическое стремление к материальным или чувственным удовольствиям, которое вскоре исчезает.

Представители гуманизма

Многие философы и писатели были сторонниками этого мировоззрения. Мы рассмотрим некоторые из них, те, чей вклад можно считать наиболее значительным.

Франческо Петрарка (1304-1374)

Это выдающийся итальянский поэт, работавший в эпоху проторенессанса (период, непосредственно предшествующий эпохе Возрождения). Его считают первым гуманистом, так как в своих произведениях он много внимания уделял жизни и личным потребностям человека, превозносил любовь и другие чувства.

Он привнес в литературу следующие идеи:

  • каждая человеческая жизнь уникальна и неповторима;
  • каждый имеет право на полную физическую и духовную свободу;
  • человек живет для себя, а не для Бога;
  • каждый имеет свободу выбора и несет личную ответственность за свои решения;
  • не нужно мечтать о загробной жизни, нужно бороться за бессмертие в памяти потомков;
  • каждый человек должен стремиться к счастью, полагаясь для него только на свои силы;
  • вам не нужно жертвовать своим счастьем ради религии, вы должны радоваться жизни и любить своих близких;
  • каждый человек красив внешне и внутренне.

В средние века человека считали «сосудом греха», в котором заключалась божественная душа за то, что она преодолела земные испытания со всеми видами искушений. Петрарка популяризировал идею о том, что человек является самым совершенным творением Бога. Будучи сотворенным по подобию Бога, он также является творцом и поэтому любит творчество.

Джаноццо Манетти (1396-1459)

он выдающийся флорентийский гуманист, государственный деятель, оратор и писатель эпохи Возрождения. Он был христианином, но в то же время отрицал любые формы умаления человеческого достоинства и подавления свободы, присущие христианству. Он также был противником религиозного аскетизма, выступая за активную жизнь, основанную на личном развитии, знаниях и творчестве.

Одна из важнейших идей Манетти заключалась в том, что о человеке следует судить по его личным качествам и достижениям, а не по социальному статусу и богатству. Вроде бы нормально, но в 15 веке такое утверждение звучало очень дерзко, потому что тогда большое значение имели происхождение, титул и богатство.

Лоренцо Валла (1407-1457)

Этот итальянский историк и гуманист считал, что все необходимое для самосохранения человека, а также для удовлетворения его потребностей, получения удовольствия и достижения счастья является естественным и правильным. Его религиозные взгляды были близки к пантеизму, поэтому он считал, что удовлетворение человеком своих потребностей является требованием природы.

Одним из важнейших его достижений было доказательство того, что «Дар Константинова» — подделка. Это документ, который должен был быть составлен императором Константином, который завещал власть папам Римской империи. Именно благодаря ему папы претендовали на светскую власть. Однако Лоренцо Валла смог доказать, что этот документ не был составлен лично Константином в 3 веке, а был подделан гораздо позже, в 8 веке.

Эразм Роттердамский (1466-1536)

Дезидерио Эразм из Роттердама определил себя как ученик Лоренцо Валла. Будучи высокообразованным человеком, он много внимания уделял популяризации грамотности среди населения. При этом он всячески высмеивал глупость и невежество, в частности, написал сатирическое произведение «Похвала глупости» (которое считается самым известным образцом его творчества). Высмеивая невежество, он считал, что распространение образования — это путь к всеобщему счастью.

Мишель Монтень (1533-1592)

Монтень считается величайшим ученым Северного Возрождения и одним из величайших гуманистов в истории. Он был стойким скептиком и считал, что вся суть философии сводится к сомнениям. Значительную часть своей жизни он посвятил борьбе со средневековым догматизмом. Во время поездки в Европу он познакомился и подружился со многими гуманистами.

 

Оцените статью
Блог о профессиях