«Кацап» или «москаль»: как появились эти прозвища на самом деле

Кто такие кацапы?

«Кацап» в науке относится к этнофолизму, что означает оскорбительное прозвище с негативным подтекстом. Так украинцы, поляки, словаки, белорусы называют людей русской национальности.

Этимология

Принятая этимология восходит к выражению цап (цап — украинский козел) из-за того, что «бритый украинец с бородатым русским выглядел как коза».

По словам академика Д. Яворницкого, слово кацап (касап) имеет тюркское происхождение и означает резник, вор. Вот как он пишет об этом: Работая в Архиве Минюста в Москве, я нашел несколько украинских документов середины 18 века, в которых слово «кацап» написано не с буквы «с», но с буквой «с», т.е не «кацап», а «касап». Переходя от архивных документов к языку коренных народов Средней Азии, я узнал, что у сартов (то есть у узбеков) есть слова «касаб», «касап», что буквально означает «мясник» и образно «гицел» (кожевник). Итак, делаю вывод, что собственно слово «кацап» вовсе не русское, а восточного происхождения, правдоподобно — татарское, как и слова: деньги (по-татарски — «тень»), воротник («хамут»), сундук (« сандук ») и другие, которых мы, однако, по давности считаем сугубо москвичами. Идя дальше, допускаю, что изначально москвичи называли татар прозвищем «касап» в смысле «насильники», «ротаторы», «гитцели». Слово «кацап» москвичи могли донести до украинцев в эпоху московских бояр на Украине, в 17 веке, после гетмана Богдана Хмельницкого.

«Кацап» это козёл?

Филолог Макс Фасмер считал, что термин «кацап» произошел от украинского слова «цап» — коза. Приставка «ка-» означает «нравится». Следовательно, «як цап» — «как козел». По словам Фасмера, это прозвище было дано из-за внешних различий между русскими и украинцами.

Кацап — «как цап», то есть с бородой как у козла Кацап — «как цап», то есть с бородой как у козла

У украинцев было принято брить подбородок, оставляя длинные усы. До Петра Великого русские не брили бороды, а после Петра Великого бритье цирюльников было принято только среди дворян, в то время как другим владениям разрешалось носить бороду. А великим русским крестьянам даже запрещалось потом брить их, чтобы по внешнему виду всегда можно было отличить слугу от знатного крестьянина. Кстати, крепостными украинцы не были до 1783 года, и это обстоятельство также способствовало их чувству превосходства.

«Кацап» это живодёр?

Но с этой версией не согласился украинский историк-националист конца XIX — начала XX веков Дмитрий Яворницкий. Он решил, что кацап — это закрученный турецкий касаб, касап, что означает мясник, живодер. Эта версия очень привлекательна для свидомых националистов и, что любопытно, большинство российских филологов сейчас с ней согласны.

Kasab — на турецких языках означает «мясник» Kasab — на турецких языках означает «мясник»

Однако удивительно, что это слово, по словам Яворницкого, перешло в украинский язык из русского. Фактически, в русском языке его никогда не было. Если в этой версии есть доля правды, то, возможно, она перешла на украинский прямо с турецких языков. Как известно, тюркизмов в украинском языке больше, чем в русском.

Но в целом версия Фасмера кажется более разумной. Кацап является аналогом словесного гребня и также основан на внешних признаках. Как русские заметили, что украинцы предпочитают носить пучки, так и украинцы среди россиян — носят бороду.

Кацап — это москаль?

Термин «Москаль» имеет совсем другое значение. Это украинско-польское шовинистическое прозвище жителей Российской Империи и, в частности, Москвы.

  • Согласно турецкой версии, это больше относится к жителям Московии, поскольку татары обозначали людей из разных мест, добавляя к названию суффикс -l, s и «москвали».
  • По другим данным, это слово относилось к солдатам во время войны, когда не было казарм и они селились в домах простых жителей. После мимолетных отношений с местными девушками солдаты вернулись домой. Отсюда термин «москвич» — обмануть, обмануть.
  • Москвичами называли чиновников и простых жителей Российской Империи.

Иван

Со времен Второй мировой войны в Германии и США россиян называли «Иванами». В ответ русские называют немцев «фрицами», а кавказцев — «хачиками», «хачи». «Хач» в переводе с армянского означает «крест», и это одно из самых распространенных имен в Армении. Кстати, именно мусульмане — азербайджанцы и турки первыми назвали армян «хачиками».

Можно ли использовать слово кацап?

Это выражение не является непристойным, но относится к оскорбительным прозвищам. Его можно сравнить с оскорбительными названиями других народов: гребень, хач, еврей, лях, янки, гук и так далее. Такие оскорбления могут привести к агрессии обиженного и закончиться агрессией.

Кацап в публицистике

В облике малороссии тоже много пастыря, и гораздо больше, чем у восточного; временами он выглядит полностью татарином. Этот жакет с ярким поясом, мешковатые брюки и шапка из барашка — незаметно переходят в татарский костюм. Сходство лица еще более разительно. Резко выраженная у бывших казаков склонность к бритью головы, подстриженные усы и борода, длинные носы, даже немного горбатые, не очень похожие на настоящего русского, вздернутый и сморщенный нос, серьезность и сосредоточенность взгляда — все это они характерны для Востока. Русская борода — единственная в мире: неприкосновенная, естественная для девственности и потому удивительно разная по размеру, цвету и форме; то льется ручьями, как аквариум, то жидким и круглым, как шляпа ягненка.
Эта несколько звериная естественность русской бороды особенно поразила малороссах в давних столкновениях с москвичами. Поэтому в Малороссии нас до сих пор называют кацапами, то есть козлами. И нам, русским, казалось особенно странным неестественно брить голову, оставляя длинный хохолок или гребень. И поэтому русские не выходят из украинцев, хотя уже давно перестали носить своих поселенцев.
— Евгений Марков, «Очерки Крыма (Картины из жизни, природы и истории Крыма)», 1872 г
Великий русский тоже лжет правдиво, не активно, а пассивно: он молчит, упорно заперт, отвечает невежеством — и никогда не станет придумывать длинную и запутанную ложь, как это сделает малоросс-жулик, а иногда и честный халат оружия конечно. «Дьявол» — это, по поверью кацапа, разрешено только женщинам. Великий русский подлец дерзкий, жесткий, дерзкий до хищного стиля. Он относится к неправде как к топору и лезет прямо на вас, вытаращив глаза от отчаяния, пытаясь угодить ударам ногой по макушке или острие виска.
— Владимир Кинье, Мигранты и новые места, 1894 г
Купцы-герои великороссов не видны в переселенческой службе. Кацап, если он бизнесмен, не будет притворяться сиротой; как будто он сам не сирота. Став богатым, он становится купцом и не будет заботиться о Крестьянском банке, потому что это сам Крестьянский банк. Даже богатые люди не просят помощи: они сами все откроют и решат.
— Владимир Кинье, Мигранты и новые места, 1894 г
Работая в Архиве Минюста в Москве, я обнаружил несколько украинских документов середины 18 века, в которых слово «кацап» было написано не буквой «с», а буквой «с», то есть не «кацап», а «касап». Переходя от архивных документов к языку коренных народов Средней Азии, я узнал, что у сартов (то есть у узбеков) есть слова «касаб», «касап», что буквально означает «мясник» и образно «гицел» (живодер). Итак, делаю вывод, что собственно слово «кацап» вовсе не русское, а восточного происхождения, правдоподобно — татарское, как и слова: деньги (по-татарски — «тень»), воротник («хамут»), сундук (« сандук ») и другие, которые, однако, с нашего времени считаются чисто московскими. Идя дальше, допускаю, что изначально москвичи называли татар прозвищем «касап» в смысле «насильники», «ротаторы», «гитцели». Возможно, москвичи представили украинцам слово «кацап» в эпоху московских бояр на Украине, в 17 веке, после гетмана Богдана Хмельницкого.
— Дмитрий Яворницкий, 1901 г
Вы должны знать, что слово «кацап» издавна известно на языках многих восточно-тюркских племен и означает «мясник», «свирепый человек», «палач», «деспот», «вор».
— ежемесячно «Жизнь и знания», 1933 г
Профессор Бутко, как и многие из этих маленьких индивидуалок, был твердо уверен, что Украина разорена и что его отправили в концлагерь не большевики, а «кацапи». Мы как-то обсуждали это с ним, и я сказал ему, что, во-первых, я не кацап, а стопроцентный белорус, что я очень рад, что меня учили русскому языку, а не белорусскому движению, которое Пушкин не заменил. Янки Купалы и просторы Империи — районный патриотизм «на сейме под Вильно или под Минском», и что из-за всего этого я не вырос таким дураком Царя Небесного, как в по крайней мере, сам профессор Бутко. Мне, грешному человеку, не нравятся все эти культуры в местном масштабе, все эти попытки разорвать общероссийскую культуру — какой бы она ни была — на клочки всякого кисло-капустянского сепаратизма.
— Иван Солоневич. «Россия в концлагере», 1935 г
Или — что было бы с Украиной без великороссов? Турецкая, польская или немецкая колония? Или тот самый безлюдный пепел, что Украина находилась под властью то гетмана — павшего гетмана польских королей, то турецких султанов, то ли крымских турок? Кто и за кого пролил больше всего крови: кацап за хохол или хохол за кацап? И какой смысл взвешивать эту кровь? Пройдя беспрецедентные в истории человечества муки и испытания, три ветви одного и того же одинаково русского и одинаково православного народа наконец построили свою общую прародину. Я белорус и к тому же крестьянского происхождения. Ко мне, белорусу, приходят добрые правители, которые пытаются посеять клин ненависти между мной, «Кривичем», и другим Иваном — «Москалем». Другие сеятели ненависти исходят от другого Ивана — Галушки и пытаются вбить еще более острый клин ненависти между ним, Иваном Галушкой и самим Иваном Москалем. У этих милостивых правителей в душе только посредственность и ненависть. Больше ничего.
— Иван Солоневич. «Наша страна: на отдельной виселице», 1949 г

Кацап в мемуарах и дневниковой прозе

Мы с вами в двух разных сферах. Вы нашли Августина и разговариваете с ним, я считаю quia absurdum. Если бы он сказал вместо веры — своего, это было бы чепухой. Но вера так же логична, как и любая другая истина. Я не нашел, потому что мне его не дали. Ты смотришь на меня с сожалением, а я смотрю на тебя с завистью и изумлением.
— Афанасий Фет, из письма Я.П. Полонского, 1871 г
Но, напившись однажды дохлости в трактире, этот очень стройный Гормицкий проявил непомерную ярость: «на тысячу штук» Алексей-Сергеичин развязал официанта, повара, двух пришедших прачок и даже внешнего плотника — и сломал несколько стекла в окна и яростно кричали: «Но я им, этим русским паразитам, покажу невозделанный кацап!» А какая сила проявилась в этом хилом существе! С ним ужились всего восемь человек!
— Иван Тургенев, «Фрагменты воспоминаний — наших и чужих», не ранее 1881 г
он приезжал к нам весной и звали его Абрамов. Мы назвали это так: «кацап». «А наш кацап?» — спрашивают, бывало, у лесоруба. Он обязательно улыбнется на этот вопрос. «Хозяин, — отвечают, — эксцентричный, — и хозяин». И он боялся ходить ночью, иногда он пропадал днем, и, бывало, он позволял себе замолчать, как немой. Однако все его любили. В его районе не было ни одной выбраковки. Все это сделали, но он этого не сделал! Хотя надо сказать, что в нашей стране и вообще кацапы побаиваются. Хороший. Постепенно стало казаться, что оно продвигается вперед.
— Андрей Осипович (Новодворский), «История», 1882 г

В кино

В фильме Кин-дза-дза! местные жители представлены двумя «расами» — Пацаки и Чатлан, которые живут в мире, но регулярно унижают друг друга по расовым мотивам. Пацак образовался в результате переворота Кацапа.

Фольклор

— Тата, а кто такие евреи и кто эти евреи? — Евреи, сину, живут в Израиле и помогают строить независимое украинское государство, а евреи живут здесь и вырастают Россию, в России я помогу построить независимое украинское государство, и кацапи, чтобы жить здесь и выжить. А украинцы живут в Украине и заодно с кацапами и евреями, чтобы покорить украинцев, евреев и русских, чтобы независимая Украина росла!

Но бывает и так:

Как-то кацап, герб, монахиня и красавица ехали в купе скорого поезда. Кацап рассказывает анекдоты про монахинь и неверных жен, надоедливых женщин. Поезд влетает в туннель и в темноте раздается оглушительный хлопок. Пройдя туннель, выясняется, что вся щека и ухо кацапа малиново-красного цвета. Все молчат и переглядываются. Кацап думает: «Гребень поднялся до красоты, она думала, что я… Бля!» Красавица думает: «Он хотел меня видеть, но сбил меня с толку и остался монахиней. Сам виноват ». Монахиня думает:« Нечестивые хотели девушку, но она защищалась. Сжечь его в аду ». Русская думает: «Круто… В следующем туннеле я ему еще раз шлепну.»

 

Оцените статью
Блог о профессиях