- Описание профессии «воспитатель детского сада»
- Чем привлекательна профессия воспитателя?
- Плюсы и минусы
- Роль воспитателя в воспитании детей
- Нормативная база
- Функции
- Права
- Ответственность
- Насколько сложно работать воспитателем
- Должностные обязанности
- Стандартные требования к сотруднику
- Личностные качества
- Зарплата
- Как понять, что вам подходит профессия воспитателя?
- Кому подходит
- Где работать
- Как получить образование воспитателя детского сада?
- Карьерный рост воспитателя детского сада
- Известные представители профессии
- Антон Семенович Макаренко
- Василий Александрович Сухомлинский
- Константин Дмитриевич Ушинский
- Симон Львович Соловейчик
- Лев Семенович Выготский
- Януш Корчак
- Роберт Оуэн
- Мария Монтессори
- Подведём итоги
Описание профессии «воспитатель детского сада»
Есть много женских специальностей, одна из которых — профессия «воспитатель детского сада». Как правило, такой педагог имеет среднее дошкольное или высшее образование. В его обязанности входит:
- организация пребывания детей в учреждении;
- подготовка и проведение тренировок;
- охрана жизни и здоровья дошкольников.
В детский сад ходят дети от 1,5 до 6 лет. Чаще можно наблюдать ситуацию, когда набирается младшая группа, которой руководит учитель до тех пор, пока его не выпустят из заведения. Во многих государственных яслях няня (постоянно) и два учителя работают в сменной группе: первая работает утром, вторая днем, а на следующее утро. Затем первый учитель идет на работу днем, а на следующее утро и т.д.
Следовательно, воспитатель детского сада — почетная профессия, требующая энергии, целеустремленности, искренней любви к детям и их труду.
Дошкольный возраст делится на:
- младший (3-4 года);
- средний (4-5 лет);
- пожилой (5-7 лет).
Воспитание и развитие детей всех возрастов разное, что необходимо учитывать воспитателю детского сада при осуществлении своей деятельности. Независимо от возраста, каждый ребенок требует от педагога индивидуального подхода, внимания и любви.
Чем привлекательна профессия воспитателя?
В любом случае ваша будущая профессия будет иметь большое влияние на ваш образ жизни и перспективы. Поэтому лучше сразу смириться с тем, что ваш карьерный путь не всегда может быть усыпан розами. Наш небольшой обзор профессии сиделки включает плюсы и минусы профессии. Начнем с положительных моментов.
- главное и самое существенное достоинство специальности — уважительное отношение к ней в обществе, ведь мы доверяем педагогам самое главное: своих детей;
- воспитатель — профессия творческая, вам обеспечен нестандартный подход к делу, скучно не будет по той причине, что подопечные дети очень подвижны и непоседливы;
- общение с детьми — неиссякаемый источник радости и положительных эмоций, глядя на них, иногда сложно сдержать улыбку;
- заявка на профессию: сложно представить, что наступит время, когда учителям больше не нужно будет заботиться о детях;
- искренняя благодарность родителей и детей.
Недостатки профессии педагога, как это часто бывает, во многом являются продолжением ее достоинств:
- высокая моральная и материальная ответственность; педагог буквально несет ответственность за здоровье и благополучие ребенка;
- возможно эмоциональное выгорание, особенно при длительном периоде работы и невозможности перейти на другое занятие;
- иногда между учителями и родителями возникают конфликтные отношения.
И, конечно же, у будущих воспитателей дошкольных учреждений возникает резонный вопрос: «Сколько длится каникулы у учителя и сколько он зарабатывает?». Что касается каникул, воспитатель детского сада по закону длится 56 дней и получает полную оплату. Для воспитателей государственных и муниципальных детских учреждений средней заработной платой по стране считается около 22 тысяч рублей без учета надбавок в северных регионах и других заслуг конкретного воспитателя детского сада. В частном детском саду работа воспитателя оценивается намного выше, а заработная плата может достигать 100 тысяч рублей и более.
Плюсы и минусы
Педагог — это творческая профессия. Учителю не грозит скука от однообразия будней или недостаток общения. Но это также делает профессионала уязвимым для выгорания. Работа проходит в условиях повышенной ответственности. Иногда возникают стрессовые и конфликтные ситуации.
Воспитатель несет моральную и материальную ответственность, но визуальные результаты работы, слова благодарности родителей и вид счастливых детей обнадеживают. Главное достоинство профессии — ее социальная значимость и востребованность.
В свободное от работы время вы можете подзаработать на биржах фрилансеров (написав комментарии, отзывы или несложные действия в социальных сетях) — выберите тот, который вам больше нравится, и начинайте зарабатывать!
Роль воспитателя в воспитании детей
Если вы спросите маму, какова роль воспитателя, она обязательно заметит, что эта роль важна. Необязательно быть специалистом в области психологии, чтобы понимать, что тип опекуна, который получит ребенок, зависит от того, насколько хорошо он усвоит знания и навыки. Если нет контакта с воспитателем, ребенок может отказаться ходить в детский сад или пойти туда, но не принимать активного участия в играх и занятиях, что повлияет на его знания. К сожалению, сегодня нет возможности свободно выбирать воспитателей для своего ребенка, в результате многие дети переживают неприятный период, который так или иначе в дальнейшем влияет на всю их жизнь. Но, в то же время, если родители видят, что педагог не нашел подхода к ребенку, они просто вынуждены искать способы исправить ситуацию. Ни при каких обстоятельствах не оставляйте его без присмотра.
Нормативная база
Постановление Главы государственной санитарной службы Российской Федерации от 15.05.2013 N 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13« Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, поддержанию и организации режимов работы дошкольных образовательных организаций»
Приказ Минтруда России от 18.10.2013 N 544н «Об утверждении профессионального стандарта« Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, общего начального, основного общего, общего среднего) (воспитатель, педагог)»
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 N 1014 «Об утверждении Порядка организации и проведения образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — дошкольным образовательным программам»
Функции
Профессиональный стандарт необходим работодателю для понимания четких функциональных требований сотрудника. Распоряжение от 18.10.2013 г. 544н «Об утверждении профессионального стандарта педагога (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, общего среднего) (воспитатель, учитель)» утверждены, в том числе, обязанности воспитателя в «допуске детей» группе:
- регулирование поведения студентов для обеспечения безопасной образовательной среды;
- реализация образовательных навыков по различным видам деятельности детей (развивающая, игровая, рабочая, спортивная, художественная и т д);
- развитие познавательной активности, самостоятельности, инициативы, творческих способностей студентов, формирование гражданской позиции, умения работать и жить в современном мире, формирование у студентов культуры здорового и безопасного образа жизни;
- использование конструктивных воспитательных усилий родителей (законных представителей) обучающихся, помощь семье в решении воспитательных задач ребенка.
Права
Права и обязанности воспитателя детского сада закреплены в Трудовом кодексе Российской Федерации, Федеральном законе «Об образовании» и Приказе Минобрнауки от 30 августа 2013 г. 1014:
- вносить предложения по совершенствованию учебного процесса;
- получать социальные гарантии и льготы в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- просить об улучшении условий труда;
- иметь оплачиваемый отпуск;
- по взаимной договоренности обменяться сменами со вторым сотрудником;
- требовать устранения неисправностей на вверенной территории и создания нормальных условий труда.
Родители несут ответственность за образование своих детей. Проявлять уважение к учителям, вежливость должна быть обязанностью воспитанников дошкольного образовательного учреждения и их родителей.
Ответственность
В обязанности воспитателя детского сада по ФГОС входит ответственность:
- сохранить жизнь и здоровье детей в группе;
- сохранность личных вещей учащихся;
- соблюдение инструкций по технике безопасности и охране труда;
- использование недопустимых методов воспитания, насилия и грубости;
- ненадлежащая работа и невыполнение своей работы;
- использование рабочего времени в личных целях;
- превышение полномочий.
Обязанности воспитателя в детском саду отличаются от обязанностей воспитателя. В детский сад приходят совсем маленькие дети, часто они даже не умеют говорить, еще не могут полноценно себя обслуживать и часто плачут. А в младшей группе ученики старше, ответственнее, большинство уже прошли первоначальную адаптацию к новым условиям.
Ответственность бухгалтера:
- прием и контроль первичной документации;
- подготовка к обработке отчетности, а также использование в консолидированной отчетности;
- отражение на счетах учета операций по учету заработной платы;
- контроль за сохранностью бухгалтерских документов.
Насколько сложно работать воспитателем
Учитывая уровень ответственности, работа педагога довольно сложна. Выполняя домашнее задание, учитель должен думать, чтобы не навредить детской психике. Становление человека как личности происходит в раннем детстве, поэтому педагог обязательно должен учитывать этот момент.
Задача педагога — найти общий язык с детьми и их родителями, помочь последними советами, обеспечить гармоничное развитие каждого ребенка.
Должностные обязанности
Список должностных обязанностей педагога обширен. Он включает в себя соблюдение санитарно-гигиенических норм, организацию образовательного пространства и составление отчетной документации и взаимодействие с социальными службами, органами защиты (при необходимости).
По отношению к детям перед педагогом стоят следующие задачи:
- организация и проведение образовательных мероприятий и развлекательных игр;
- сохранить здоровье и безопасность школьников;
- сотрудничество с семьей в интересах ребенка;
- поддерживать инициативу и самостоятельность детей;
- раскрытие творческого потенциала каждого ребенка;
- приобщение детей к жизни в обществе, содействие усвоению норм и ценностей;
- гармоничное всестороннее развитие школьников;
- организация прогулок;
- предотвращение травматических ситуаций и, при необходимости, оказание первой помощи;
- прием детей в детский сад и перевод к родителям в конце дня;
- организация мероприятий, выставок, экскурсий;
- родительская консультация.
Основное занятие дошкольников — игры. Для младших групп это включает манипулирование объектами, а для старших групп — сюжетно-ролевые представления. Педагог обязан учитывать не только возрастные особенности, но и индивидуально-психологические. К каждому ребенку нужен индивидуальный подход.
В своей деятельности учителя руководствуются Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДОИ). Это не единственный нормативный документ, который должен знать педагог, но ФГОС прописывает принципы, направления и цели работы, обязанности учителя, требования к содержанию образовательной программы и результаты обучения детей в дошкольном учреждении возраст. Также на нем изображен портрет выпускницы дошкольного образовательного учреждения.
Стандартные требования к сотруднику
Администрация детского сада в лице руководителя и педагогического коллектива контролирует деятельность каждого сотрудника. Стандартные требования к воспитателю детского сада следующие:
- среднее или высшее педагогическое образование (дошкольный педагог);
- опыт работы с детьми;
- знание детской психологии;
- знание методики обучения и программ дошкольного развития;
- любовь к детям;
- ответственность, доброжелательность, терпение.
Главное условие в работе педагога — любовь к своей профессии. Дети хорошо знают, как с ними обращаются. Поэтому во избежание конфликтных ситуаций необходимо проявлять к дошкольникам много терпения и внимания.
Личностные качества
У каждого учреждения обычно есть местные требования, согласно которым менеджеры отбирают кандидатов. При этом сложно сказать, где требования к воспитателю строже: в государственных или частных детских садах.
Работодатели обычно ожидают, что опекун:
- коммуникативен для успешного подхода к детям и их родителям
- дружелюбны, чтобы дети быстро обрели уверенность в незнакомце
- с позитивным настроем, чтобы справляться со сложностями сложной профессии
- заботливые и внимательные к детям, чтобы родители могли спокойно доверять опекуну своего ребенка
- творчески придумывать веселые мероприятия и праздники
- любопытно познавать мир с детьми и делать с ними открытия
- стрессоустойчивый, чтобы избежать выгорания и лишних эмоций при общении с непослушными родителями или детьми
- ориентированы на развитие, так что учитель хочет улучшить свои навыки
Зарплата
В среднем учителя в России получают 22 000 рублей. Уровень дохода зависит от региона и места работы, образования, стажа работы и категории педагога. Можно заработать до 100 тысяч рублей.
Средняя зарплата в Москве — 40 тысяч рублей. Все зависит от учебного заведения и квалификации сотрудника, профессиональной деятельности преподавателя. Приветствуется участие в общественной и научной жизни, участие в семинарах и конференциях.
Как понять, что вам подходит профессия воспитателя?
Чтобы узнать, насколько вам подходит профессия педагога, рекомендуем обратить внимание на перечисленные ниже личные качества. Если есть больше положительных преимуществ, которые вы ставите перед следующими пунктами, чем недостатков, не стесняйтесь выбирать эту специальность. Если нет, подумайте о поиске себя в другой профессии. Таким образом, идеальный педагог характеризуется доброжелательностью, ответственностью, терпением, рассудительностью, любовью к детям, устойчивостью к стрессам, оптимизмом, стремлением находить творческие решения, грамотным языком, хорошим голосом, стремлением к лидерству, организаторскими способностями, психологическим равновесием, способностями быстро принимать решения, высокая эрудиция. И помните: радость, легкость и удовлетворение от профессии принесет вашим маленьким подопечным чуть больше пользы, чем качественное, но «сухое» и «бездушное» воспитание и обучение
Кому подходит
Безусловная любовь к детям — обязательное и главное условие успешной работы. Хороший современный педагог также должен обладать следующими качествами:
- терпение;
- ответственность;
- на модерации;
- доброта;
- осторожность;
- умственная выносливость и равновесие;
- стрессоустойчивость;
- виды деятельности;
- оптимизм;
- общительность;
- мобильность;
- грамотная и внятная речь;
- эрудиция;
- внимание;
- организационные навыки;
- умение принимать быстрые и сложные решения.
Учителю придется общаться не только с детьми, но и с их родителями. В этой системе отношений часто возникают противоречия. Следовательно, нужно уметь разрешать конфликты и находить подход с разными людьми. Это невозможно без базового понимания психологии. Основы развивающей, социальной и педагогической психологии включены в программу обучения педагогов. Но не менее важна доброжелательность личности. Важно, чтобы учитель не был конфронтационным и мстительным человеком.
Что касается пола, профессия не имеет гендерного приоритета. Но из практики видно, что в детских садах воспитателей больше, чем воспитателей. Вероятно, это связано с психологическими и биологическими различиями между мужчинами и женщинами. Хотя среди мужчин есть много выдающихся учителей: А.С. Макаренко, К.Д. Ушинский, Я. Корчак, М.П. Щетинин, В.Ф. Шаталов и другие.
Где работать
Воспитатель детского сада может работать в государственных и частных учреждениях, домашних детских садах, приютах и реабилитационных центрах. Имея педагогическое образование, вы можете работать не только по специальности в учебных заведениях, но и устроиться на работу няней, домработницей.
Как получить образование воспитателя детского сада?
Получить профессию «воспитатель дошкольников» в России можно в педагогическом колледже, институте или университете. Обучение после 9 и 11 классов будет немного отличаться. После 9 класса рассчитывать можно только на поступление в вуз, для этого нужно предъявить аттестат в приемной комиссии и сдать несколько профильных предметов: русский язык, математику, биологию, обществознание. Для выпускников 11 курса возможности немного шире: для них открыты двери вузов. Вы можете учиться на учителя как на бюджетном, так и на платном отделении. Предметы для сдачи такие же, как и на девятом курсе, но могут отличаться в зависимости от профиля учебного заведения. Многие молодые люди предпочитают окончить колледж, а затем с этой базы поступают на дальнейшее обучение в институт. Однако им необходимо будет предъявить университетский диплом и сдать вступительные испытания.
Как «переквалифицироваться» и стать педагогом, если вы уже освоили другую основную профессию? В этом случае вам помогут курсы дошкольников, а также новый на сегодняшний день образовательный формат: курсы воспитателей в дистанционном режиме. Онлайн-курсы повышения квалификации могут предложить вам несколько направлений по данной специализации:
- воспитатель детского сада, психолог дошкольного образования;
- преподаватель логопедической группы;
- педагог-воспитатель группы продленного дня;
- воспитатель детей с особыми потребностями и др.
Карьерный рост воспитателя детского сада
Профессиональный рост воспитателя детского сада минимален: многие воспитатели работают на этой должности до пенсии. При желании активной деятельности и постоянного повышения уровня знаний можно получить должность методиста или руководителя дошкольного образовательного учреждения.
Известные представители профессии
Аделаида Семеновна Симонович Русский педагог, редактор, первый русский теоретик народного дошкольного образования. В 1863 году Симонович открыл первый детский сад в Петербурге. Многие ваши взгляды на воспитание Симоновича изложены в организованном вами журнале «Детский сад».
Антон Семенович Макаренко
Он был убежден, что педагогика — наука кропотливая и разносторонняя. Новаторство Макаренко проявилось в четкой идее совмещения двух процессов — образования и воспитания.
Он утверждал, что, родившись, человек еще не является человеком. Человеку нужно не только получать образование, но и получать образование исключительно в коллективе.
Человек — как элемент системы образования — должен иметь права и способность закрепляться в позиции деятельности. Благодаря труду, разработкам и идеям Антон Макаренко до сих пор считается самой яркой звездой современной гуманистической педагогики.
Василий Александрович Сухомлинский
Василий Александрович Сухомлинский — создатель педагогической системы, в которой ребенок считается высшей ценностью. Он является точкой отсчета, на которую следует направлять любой образовательный и образовательный процесс.
Процесс обучения по Сухомлинскому — дело радостное. Педагог научил, как из каждого ребенка вырастить счастливого человека, как сделать так, чтобы не было человеческих личностей с пустыми душами.
Человек не может быть счастлив, если он ни во что не верит, и, по мнению Сухомлинского, первая истина, которую нужно прививать детям, — это вера в человека, почтение к нему.
Константин Дмитриевич Ушинский
Константин Дмитриевич Ушинский — основоположник российской научной педагогики. Именно он первым понял важность нравственного просвещения. Особое внимание следует уделить проблемам обучения студентов. Но мысль о том, что обучение морали — вещь совершенно естественная и подразумеваемая таким образом, Ушинский рьяно отвергает.
Еще одна важная идея — сохранение национальной самобытности и культуры. В 19 веке обучение велось на французском языке, часто в дворянских семьях, в основном на нем говорили. Примером может служить Татьяна Ларина, героиня романа Александра Пушкина «Евгений Онегин», которая говорила на родном языке хуже французского.
Работа Ушинского по обучению в русских школах учитывает национальные особенности и остается образцом педагогических призывов. Константин Дмитриевич был учителем не только детей, но и учителей. Сейчас все говорят о нем как о педагоге-публицисте. Именно его творчество пробудило в России интерес к педагогике и способствовало ее пробуждению.
Симон Львович Соловейчик
Он был убежден, что старейшее из всех человеческих дел можно назвать воспитанием детей. Он ни на минуту не моложе человеческого рода. Поэтому с обучением нетрудно, ведь на первый взгляд родители с этим справятся. Но это самообман, образование — дело непростое.
именно он написал книгу «Педагогика для всех». Основная идея Соловейчика заключается в том, что педагогика выходит за рамки того, что происходит в семье, в классе и в школе. Он воспринимал педагогику как науку о воспитании.
Он сказал: не надо детей воспитывать, с ними нужно дружить. Соловейчик был уверен, что образование и воспитание — это двухсторонний процесс, и не только взрослый может научить ребенка, но и взрослый ребенок в такой же степени.
Лев Семенович Выготский
Это имя знают не только учителя и психологи, но также лингвисты и бодибилдеры. Причем вне зависимости от места рождения и уровня образования. Льву Семеновичу Выготскому удалось соединить две нити науки: педагогику и психологию.
Он опередил свое время на несколько десятилетий. Благодаря ему появилась корректирующая педагогика. Ученый, проводя свои исследования, обнаружил, что к вопросу о процессах развития каждого ребенка и его воспитании необходимо подходить с научной точки зрения.
Построение работы учителя должно основываться на научных результатах, не забывая психологической науки. Сам он не писал, не создавал конкретных методик обучения или развития, в его книгах нет конкретных рекомендаций. Но его концепции организации обучения с упором на саморазвитие и самообразование стали настоящим подарком для учителей, поскольку Лев Семенович в результате исследований пришел к выводу, что образование — это не адаптация ребенка к среде.
Это процесс формирования личности, устремленной вперед — за пределы семейного окружения. Ведь образование основано исключительно на личной активности ребенка, а не навязано кем-то извне.
Януш Корчак
Врач, писатель и общественный деятель Януш Корчак основал приют для еврейских детей. Это было своего рода «государство в государстве». У детей была своя конституция, палатаный суд, парламент (с одним выбором). Решения суда не подвергались сомнению и были обязательными не только для детей, но и для сотрудников учреждения.
Януш Корчак старался подготовить детей к той жизни, которая их ожидала после выхода из «Дома», он учил их не только говорить правду, но и понимать, когда слышится ложь, учиться не только уважать, но и презирать, не просто беспрекословно подчиняться, но и восставать (при необходимости).
Корчак считал важными принципами воспитания, такими как любовь к каждому ребенку, наблюдение за его поведением, неприменение насилия в процессе обучения, честность по отношению к детям, и требования должны быть только теми, которые ребенок может удовлетворить.
Роберт Оуэн
Первый детский сад, или, как его называли, «школа для маленьких детей», был организован в 1802 году благодаря этому продюсеру из Нью-Ланарка (Шотландия). В этом саду воспитывались дети сотрудников его компании. Но у самого Оуэна не было полноценного образования: всего два класса из школы в Ньютауне. Но Роберт не боялся работать, любил науку и сумел занять место директора мануфактуры, позже возглавив текстильную фабрику в Нью-Ланарке.
Оуэн считал, что характер человека определяется его социальным окружением и обстоятельствами. Следовательно, чем раньше ребенок начинает обучать и обучать, тем больше шансов развить личность, независимую от рационального мышления. Он придавал большое значение профессиональному образованию.
Детский сад Оуэна посещали дети от одного до пяти лет: их учили читать, танцевать, играть с ними на свежем воздухе. Дети от пяти до десяти лет обучались в заводской школе, где изучали язык, географию, арифметику, историю, приобщали к работе в саду, в поле, в мастерских. Но подростки и взрослые, которые работали на фабрике Оуэна, посещали занятия по вечерам.
«Школа» приобрела такую известность не только на родине, но и за рубежом, что однажды ее посетил сам российский император Николай I.
Мария Монтессори
Методы обучения Марии Монтессори до сих пор используются в детских садах и центрах развития по всему миру. Он начал свою работу с детьми с отклонениями в развитии. Когда ученики превзошли своих здоровых сверстников в счете, чтении и письме, стало ясно, что образование детей в Италии организовано плохо.
Благодаря усилиям Монтессори в 1907 году в Риме был открыт «Детский дом» для детей рабочих. Именно там были проверены модные принципы воспитания Марии Монтессори: ребенок развивается теми темпами, которыми он может, а взрослые не мешают.
Подведём итоги
Сегодня мы смогли ответить на вопрос: «Кто этот педагог?» А еще вы узнали, чем занимается педагог, какие требования к нему предъявляются. И теперь вы знаете плюсы и минусы, с которыми сталкиваются такие профессионалы.