Помощник машиниста — где учиться, зарплата, преимущества профессии

Специализации помощников машиниста

Обязанности и функции помощников машиниста различаются в зависимости от типа используемого локомотива.

Тепловозы

Тепловоз — это автономный локомотив, приводимый в действие энергией двигателя внутреннего сгорания, которая передается на колесные пары через силовую передачу.

Этот тип локомотива впервые появился в нашей стране в 1924 году, став выгодной заменой использовавшимся в то время паровозам.

Например, при использовании тепловозов в их конструкцию были внесены многочисленные усовершенствования: увеличена мощность двигателя или уменьшено количество вредных выбросов в атмосферу. Тепловозы разработаны и используются в мире и в наше время.

тепловозы
Тепловозы эксплуатируются 24 года и по сегодняшний день

Электровозы

Электровозы — это неавтономные локомотивы, приводимые в движение установленными на них электродвигателями. Питание осуществляется от контактной сети через тяговые подстанции.

электровоз
Грузовой электровоз ВЛ85

Первые электровозы появились в конце 19 века.

Электропоезда

Электропоезда называются неавтономным подвижным составом, которые получают питание от внешней контактной сети через пантографы.

электропоезда
Я использую электропоезда как городские поезда

Электропоезда в основном используются в пригородном сообщении или в качестве городских поездов.

В отличие от локомотивов других типов, они мало шумят и достаточно экологичны, что очень важно в густонаселенных районах. Кроме того, электропоезда используются в высокоскоростных пассажирских перевозках.

Кто может стать помощником машиниста?

Для этой профессии необходимо иметь среднее специальное образование. Это вполне логично, поскольку помощник машиниста должен разбираться в таких вещах, как принципы работы железной дороги в целом и локомотива в частности, технические характеристики разных типов поездов, особенности работы довольно сложных современных устройств. Последнее необходимо, чтобы правильно читать и интерпретировать их показания.

Помощник водителя должен обладать следующими личными качествами:

  1. устойчивость к стрессу, так как вам придется работать в сложных условиях и решения принимаются быстро, часто под давлением обстоятельств,
  2. внимание и осторожность,
  3. дисциплина
  4. физическая выносливость,
  5. отличная память, даже зрительная,
  6. способность быстро реагировать на меняющиеся обстоятельства,
  7. хорошая координация движений.

Помощник водителя должен проходить регулярный медицинский осмотр. Ведь одно из главных требований к представителям этой профессии — крепкое здоровье, хорошее зрение и слух.

В некоторых случаях работа помощником водителя может быть полностью противопоказана. В число людей, которые не полагаются на такую ​​работу, входят не только люди с проблемами зрения, но и страдающие различными психическими расстройствами, хроническими заболеваниями сердечно-сосудистой системы, активным туберкулезом, патологиями опорно-двигательного аппарата и т.д.

После прохождения медосмотра желающим стать помощником водителя предстоит еще 3-4 месяца стажировки, по окончании которой они должны будут сдать экзамен, и только после этого они будут приняты на работу.

Должностные обязанности помощника машиниста

Помощник машиниста при необходимости должен взять на себя управление поездом. Но в обычную смену он занимается такими вопросами, как осмотр электровоза или тепловоза при приемке, проверка его состояния, проверка сцепления вагонов вне зависимости от типа поезда. Помощник водителя также заботится об общении с экспедиторами. В его обязанности входит наблюдение за сигналами в пути.

Требования к навыкам помощника машиниста электропоезда

В метро и поезде нет выходных и праздников. Так что стандартная рабочая неделя машиниста электропоезда и его помощника отличается от обычной.

По закону бригада не должна работать более 12 часов подряд — это стандартная рабочая смена. Затем необходимо соблюдать хотя бы один день отдыха, запрещается работать более двух дней подряд. Кроме того, эти правила распространяются как на персонал пригородных поездов, так и на поезда метро. На практике, конечно, все иначе и переработка на железной дороге, к сожалению, далеко не редкость.

Условия работы помощника водителя всегда довольно тяжелые, вне зависимости от типа работающего персонала. При этом руководство электропоезда накладывает дополнительные обязанности.

  • Пригородное движение более интенсивное и требует особого внимания к расписанию;
  • Речь идет о перевозке людей, а это всегда дополнительная ответственность;
  • Есть много пересечений с магистралями, нужно быть осторожным из-за опасности аварии.
  • Человеческий фактор. Много людей, которые переходят дорогу в неположенном месте, неадекватные пассажиры.

Словом, железнодорожники всегда полны ответственности, их работа всегда связана с высокой ответственностью и опасностью.

Помощник электрического водителя должен быть внимательным, дисциплинированным, точным и работоспособным. Он всегда должен четко выполнять команды грузоотправителей и водителя, активно осматриваться и следить за ситуацией.

Что должен знать помощник электрического водителя:

  1. гидротехника и электротехника;
  2. правила ремонта подвижного состава, а также способы устранения различных неисправностей;
  3. правила прицепки / отцепления вагонов;
  4. дорожные и железнодорожные знаки;
  5. инструкции по движению поездов (IDP);
  6. инструкции по отчетности (ISS);
  7. расписание движения поездов по маршруту.

Какими личностными качествами должен обладать помощник машиниста?

Поскольку профессиональные обязанности помощника машиниста мало чем отличаются от деятельности человека, ответственного за управление локомотивом, в личные качества этого специалиста, в первую очередь, должны входить ответственность и дисциплина. Кроме того, важнейшими требованиями к помощнику водителя являются:

  • хорошая реакция;
  • внимание;
  • внимание;
  • конфиденциальность;
  • стойкость;
  • хорошая зрительная память;
  • умение быстро менять внимание;
  • стрессоустойчивость;
  • острота зрения и слуха;
  • высокая координация движений;
  • склонность к работе с техникой.

Помощник водителя — это профессия, в которой не могут работать люди, не получившие специального образования. Необходимо знать многое: особенности движения поезда, работу локомотива, средства связи, а также доскональное знание технических характеристик поезда, уметь читать направления со сложного приборы и контроль нормальной работы локомотива.

Преимущества и недостатки профессии

К преимуществам этой профессии можно отнести:

  1. Вопрос: Такие специалисты всегда востребованы, даже во время кризиса, поскольку железные дороги остаются основным средством перевозки грузов,
  2. Стабильная зарплата. В некоторых регионах его уровень даже выше, чем у представителей других профессиональных профессий, что неудивительно, так как здесь риски и ответственность больше, ведь помощник водителя должен обеспечивать безопасность других людей,
  3. Карьерные перспективы: Через несколько лет, набравшись опыта, помощник может претендовать на должность машиниста поезда (разумеется, после подтверждения своей квалификации). Со временем он может стать мастером или начальником участка на складе. По идее, в этой карьере нет верхней планки, хотя, конечно, стоит помнить, что в стране всего один министр путей сообщения, тоже глава РЖД, при этом есть много амбициозных помощников шофера,
  4. Отсутствие рутины, необходимость постоянно получать новые знания, развивать навыки, поэтому такая работа точно не будет скучной.

В каком-то смысле необходимость регулярно проходить медицинский осмотр можно считать плюсом. Это позволяет выявить многие заболевания на ранних стадиях и предотвратить их дальнейшее развитие.

У этой профессии тоже много недостатков. В основном они связаны с довольно тяжелыми условиями труда и плотным графиком работы, когда человек не успевает полноценно отдохнуть и выспаться в перерыве между рейсами. Если говорить о вредных условиях труда, то нужно помнить, что помощник водителя постоянно находится в замкнутом пространстве кабины, испытывает стрессы, связанные с вибрациями и повышенным уровнем шума, дышит воздухом, который смешан с дорожной пылью, содержащей вредные вещества. Со временем все это может привести к ухудшению слуха и зрения, развитию респираторных заболеваний.

К этому также нужно добавить постоянное психоэмоциональное напряжение (особенно для тех, кто работает в пассажирских поездах, поскольку они несут ответственность за безопасность многих людей, а не только свою собственную). Также необходимо учитывать высокий риск получения травм, в том числе связанных с авариями при транспортировке.

Еще один недостаток профессии — ненормированный рабочий день. Это негативно сказывается на личной жизни сотрудника. Помощникам водителей часто не хватает времени и сил на хобби, спорт и даже семью. Они давно не бывают дома, не видят своих родителей, жен и детей, поэтому на самом деле не все люди могут мириться с таким графиком.

Как рассчитывается зарплата помощника машиниста?

Когда статистическое управление показывает среднюю зарплату помощника водителя по стране в целом 45-50 тысяч рублей, нужно понимать, что речь идет об общей сумме ежемесячного заработка. Ведь на самом деле тарифы для РЖД не такие уж высокие даже для помощника машиниста.

Следует отметить, что в этом секторе принята форма оплаты труда с повременной премией. Следует помнить, что на размер зарплаты влияет несколько основных факторов:

  1. Тип транспорта, на котором работает помощник водителя. Например, те, кто работает на пассажирском транспорте, получают больше, чем те, кто работает на грузовом транспорте,
  2. Вид на сам поезд. В современных поездах со сложным оборудованием зарплаты изначально выше,
  3. Тип полетов. Пассажиры дальнего следования получают больше.

Также следует отметить, что прямое обслуживание движения (товаров или пассажиров) оплачивается в большей степени, чем так называемая работа на маневрах, даже на тех же видах транспорта. Если рассматривать конкретные цифры, то стоимость проезда помощника водителя, обслуживающего движение, сейчас составляет около 10,4 тысячи рублей в месяц, а за маневры — чуть меньше 9,73 тысячи рублей за тот же период.

Помимо стоимости проезда помощник водителя может рассчитывать на различные доплаты. Например, если у него есть разрешение на управление электровозом, помощник машиниста получает дополнительно 10% от своей основной повременной оплаты.

Выплачиваются некоторые надбавки за работу в праздничные и выходные дни — не менее 2,2%. За работу в ночное время помощник водителя получит до 40% от стоимости проезда. Есть также надбавки за выслугу лет, которые могут составлять 5-30% в зависимости от стажа работы. Они выплачиваются в определенной пропорции от средней тарифной ставки данного депозита. Наконец, когда речь идет о том, что средняя зарплата по стране более 50 тысяч рублей, надо понимать, что здесь учитываются все регионы, в том числе Крайний Север, в таких случаях надбавка за особые условия труда составляет из 30%.

Если машинист и его помощник привезут поезд к месту назначения точно в срок, они могут получить бонус в размере 20% от стоимости проезда. Если они работают в сфере грузоперевозок, то при соблюдении месячного плана надбавка составляет 15.

Зарплаты по регионам и городам Российской Федерации

Грузовые и пассажирские перевозки в поездах дальнего и ближнего следования могут осуществляться с привлечением электровозов и тепловозов. Каждый из них выполняет дальние и ближнемагистральные рейсы.

В каждом из регионов есть ряд рабочих мест, требующих рабочих для каждого типа локомотивов.

Заработная плата может составлять от 22 000 до 70 000 рублей.

В первой половине 2020 года помощник водителя стал самым востребованным в Красноярском крае. Снижение спроса на работников железнодорожного транспорта снизилось в Кемеровской и Иркутской областях. Самые высокие зарплаты на этой должности получают сотрудники в Республике Хакасия. Средний уровень — 80 000 руб. Максимальная зарплата достигает 100 тысяч. В целом оценка заработной платы по стране следующая:

Область Сумма в рублях
Приморский край 53 000
Республика Саха 58 000
Ненецкий автономный округ 59 000
Республика Коми 60 000
Еврейская автономная область 65 000
Ханты-Мансийский автономный округ 70 000
Забайкальский край 75 000
Камчатский край 60 000
Ямало-Ненецкий автономный округ 70 000

Заработная плата машинистов поездов и их помощников наиболее высока в тех городах, где постоянно перевозится большое количество пассажиров и грузов. Это, например, касается крупных городов и туристических курортов. Конечно, в некоторых населенных пунктах доход железнодорожников остается на одном уровне вне зависимости от сезона. Схема распределения средней заработной платы выглядит следующим образом:

Небольшой городок Сумма в рублях
Пенза 29 000
Волгоград 30 000
Пермский период 32 000
Екатеринбург 35 000
Челябинск 35 000
Махачкала 35 000
Кемерово 37 000
Мурманск 42 000
Уфа 43 000
Санкт-Петербург 45 000
Иркутск 48 000
Кириши 50 000
Красноярск 58 000
Летать 60 000
Усинск 65 000

Уровень зарплат в метро и электричках

Заработок рабочих на наземном и подземном видах железнодорожного транспорта разный. Последние получают гораздо меньше. Разница может колебаться в районе 20 000 рублей.

Среднемесячная зарплата помощника машиниста метро во всех городах России, где есть линии метро, ​​оценивается в 20-25 тысяч рублей. В Москве максимальная заработная плата может достигать 40-50 тысяч, промышленный рабочий в Санкт-Петербурге получает на руки около 30 тысяч, в других городах России зарплата ниже. Например, помощники водителей метрополитенов Екатеринбурга, Казани и Новосибирска зарабатывают до 25 тысяч.

Кабина поезда

Средний доход помощников машинистов в электричках — 30 000 рублей.

На знаменитой «Ласточке» зарплата достигает 55 тысяч.

Самыми высокооплачиваемыми являются скоростные поезда типа «Сапсан». Ежемесячный заработок в последнем находится на уровне 110-120 тысяч у водителя и 70 тысяч у его помощника. Стоит отметить, что это единственный поезд в Российской Федерации, где весь экипаж общается с пассажирами на английском языке.

По каким критериям высчитывается заработная плата?

На уровень последней месячной заработной платы помощника водителя влияют:

  • количество отработанных часов;
  • область;
  • со временем;
  • работать в ночное время или в праздничные дни;
  • опыт;
  • продолжительность службы;
  • тип композиции;
  • тип перевозимого груза;
  • категория, класс, категория.

Окно поезда

Категории водителей делятся на три основных класса:

  • В третьих. Стаж работы специалистов третьего класса на должности помощников должен быть не менее двух лет. Они получают право управлять электропоездом или маневровым локомотивом, а также поездом метро без посторонней помощи и присмотра. Обычно оплата минимальная.
  • Второй — сотрудники РЖД, проработавшие более 2 лет помощниками машиниста третьего класса. Эта квалификация позволяет вам взять на себя управление пассажирскими и пригородными поездами. Выполняя задания в метро, ​​можно рассчитывать на зарплату со средними показателями.
  • Первый. Его получают опытные рабочие, проработавшие водителями низшего класса не менее 4 лет. Им разрешено осуществлять перевозки на дальние расстояния.

Локомотивным бригадам выплачивается заработная плата в соответствии с установленными почасовыми ставками и разрядами.

он формируется по типу выполняемых работ и указывается в трудовом договоре с железнодорожной компанией. Водитель и его помощник работают по графику. Каждому сотруднику назначается собственное время работы и отдыха. Сюда входит вождение в ночное время, в праздничные и выходные дни. Все это оплачивается дополнительно к отдельной плате. Каждая компания, на которую зарегистрирован состав, устанавливает свои ценности.

Заработная плата, указанная в договоре аренды, является постоянной и индексируется в соответствии с постановлениями и постановлениями Правительства Российской Федерации. Кроме того, договоры между помощниками водителя и работодателем предусматривают дополнительные выплаты в виде премий, квартальных выплат и поощрений, а также юридических льгот и послаблений. При начислении всех бонусов даже с минимальной зарплатой замена может заработать до 35000 рублей в месяц.

За добросовестный труд в связи с юбилейными годами все работники локомотива получают единовременную зарплату.

Процентные значения зависят от общей продолжительности обслуживания на месте. Те, кто проработал менее 15 лет, получат премию в размере 20% от базовой заработной платы.

Сколько платят в других странах?

Если сравнить уровень зарплат помощников водителей в Европе и США, то суммы значительно превысят средние по нашей стране. Например, в Германии в пересчете на российскую валюту получают в среднем 220 000 рублей. Во Франции — 130 тысяч. В Великобритании — 160 тысяч. В США средний доход составляет 218 000 человек.

Уровень оплаты труда железнодорожников в СНГ ниже, чем в Российской Федерации. Например, заработок помощника водителя в Украине составит 10 000 гривен, или около 23 600 рублей. В Беларуси тарифы немного выше. В этой стране сотрудник будет получать 11 000 000 BYN или 34 000 в российском эквиваленте ежемесячной работы.

Где выучиться на машиниста электропоезда

В России много учебных заведений, готовящих специалистов для железной дороги. Во всех крупных городах есть техникумы и колледжи. Однако если вы хотите работать в метро, ​​выбор учебного заведения намного меньше. Как правило, они находятся в городе с собственным метро. Есть колледжи в Казани, Нижнем Новгороде, Новосибирске. Конечно, есть в Москве и Санкт-Петербурге.

Чтобы получить специальность слесаря-электромеханика, нужно закончить 9 или 11 классы и получить аттестат о среднем образовании. В этом случае срок обучения составит 4 или 2,5 года соответственно.

Альтернативный вариант — пройти курсы и стажировку непосредственно в депо, однако для этого все равно необходимо иметь среднее специальное образование у слесаря ​​подвижного состава не ниже 3 класса.

Однако для того, чтобы устроиться на работу на железную дорогу, недостаточно получить высшее образование и сдать выпускной экзамен. Для найма помощнику водителя потребуется:

  • пройти врачебную комиссию и получить положительное заключение врачей (в том числе психиатра);
  • выполнять обязательную производственную практику слесарем подвижного состава на складе;
  • пройти 14-дневную стажировку под руководством водителя-инструктора.

На железной дороге всегда идет жесткий профессиональный отбор и серьезная подготовка, поэтому без специальных знаний вы не сможете поступить на должность помощника машиниста поезда.

Плюсы и минусы профессии помощника машиниста электропоезда

Работа помощника машиниста имеет свои преимущества:

  • стабильная заработная плата и формальная занятость;
  • полный пакет льгот, бесплатное медицинское обслуживание, льготы и досрочный выход на пенсию (55 лет);
  • востребованность на рынке труда.
  • Однако минусы во многом совпадают с плюсами:
  • низкие зарплаты;
  • отсутствие профессионального роста;
  • напряженный рабочий график;
  • высокая ответственность;
  • ущерб здоровью;
  • производственные риски (травмы, дорожно-транспортные происшествия).

Что нужно, чтобы устроиться помощником машиниста электровоза

понятно, что с этими требованиями к кандидатам на должность помощника водителя предъявляются очень жесткие требования. Прежде всего он должен:

  1. иметь право по состоянию здоровья, пройти медицинское обследование и получить положительное заключение. После этого вам необходимо будет проходить регулярные медицинские осмотры, в том числе у психиатра;
  2. пройти курс обучения в учебном заведении EVS (университет, техникум) и сдать квалификационный экзамен. Требуется свидетельство помощника электромеханика;
  3. заниматься производственной практикой слесарем-ремонтом электровозов;
  4. пройти обязательную стажировку (обычно 14 дней);
  5. иметь допуск по электробезопасности группы V.

Что касается личных навыков и качеств, от помощника машиниста требуется дисциплина, безупречное соблюдение правил железнодорожного транспорта, целеустремленность, выдержка и трудолюбие. Помощник электрического водителя также должен быть технически подкованным и в целом технически подкованным. Требуется знание технической документации, нормативных правовых актов по управлению подвижным составом, инструкций по железнодорожной сигнализации и многих других навыков.

Условия работы помощником машиниста электровоза

Задачи помощника электрика, как видим, чрезвычайно разнообразны. При этом сама работа отличается экстремальной напряженностью и тяжелыми условиями труда.

Смена экипажа электровоза начинается с приемки подвижного состава. Водитель и его помощник должны осмотреть машину на техническое обслуживание, подписать акт приема-сдачи предыдущей смены и подготовить ее к работе.

Затем локомотив выходит на маршрут, цепляется за поезд и выезжает по маршруту. Самая сложная часть работы — это соблюдать график, выполнять указания грузоотправителя и в то же время следить за ситуацией на путях, чтобы предотвратить несчастные случаи.

Как отмечают помощники электромонтера, работа в вагоне крайне неблагодарная и нервная. Вам необходимо заполнить множество документов и форм, неукоснительно соблюдать все должностные инструкции, регулярно посещать курсы и тренинги по технике безопасности. Кроме того, вы несете личную ответственность за состояние поезда.

Работа на электровозе вредна для здоровья. К вредным факторам относятся:

  • электромагнитные воздействия от двигателя, контактных линий;
  • интенсивная программа (смена 12 часов, постоянная сверхурочная работа);
  • сложный рабочий процесс (много физических работ по обслуживанию и ремонту локомотива).

 

Оцените статью
Блог о профессиях