В чем разница логопеда и дефектолога — простыми словами

Содержание
  1. Дефектолог или логопед?
  2. Разница между дефектологом и логопедом
  3. Дефектолог: кто это и в чем суть работы
  4. Помощь дефектолога: когда она необходима
  5. Специализации дефектолога
  6. Общие задачи дефектологов
  7. При каких симптомах следует обратиться к врачу
  8. Логопед: как и с кем он работает
  9. Логопед — это врач или педагог?
  10. Особенности работы логопеда
  11. Какими личными качествами должен обладать логопед
  12. Требования к логопеду
  13. Чем обычно занимается логопед?
  14. Место работы и условия труда логопеда
  15. Зарплата логопеда
  16. В чем сходство дефектолога и логопеда
  17. Некоторые причины трудностей в развитии
  18. Где можно пройти обучение на логопеда?
  19. Направление подготовки
  20. Вузы
  21. Необходимые ЕГЭ
  22. Особенности, плюсы и минусы профессии логопеда
  23. Сколько часов работает логопед
  24. Сколько длится отпуск у логопеда
  25. Сколько зарабатывает логопед
  26. Когда следует посещать логопеда – ориентируемся на возраст малыша
  27. Повод для обращения к логопеду
  28. Какие органы и психические явления лечит логопед
  29. Заболевания и нарушения, относящиеся к компетенции логопеда
  30. Какие методы диагностики и лечения применяет в своей деятельности логопед
  31. Главные заблуждения родителей:
  32. Какие выводы можно сделать?
  33. Итог

Дефектолог или логопед?

Оба специалиста не врачи: это деятельность на стыке педагогики, психологии и медицины. У них есть способность установить контакт с ребенком, понять суть его проблем и помочь им решить их. Но характер проблем и способы их устранения разные, и в этом разница между дефектологом и логопедом.

В компетенции дефектолога — помочь людям с особым психофизическим развитием (чаще всего это дети). Коррекция речевых нарушений — лишь одно из направлений его работы, это гораздо более широкая специализация.

Логопед работает со здоровыми детьми, когда необходимо исправить звуковое произношение, улучшить дикцию и т.д. Это необходимо ребенку, если проблема сводится к индивидуальным особенностям языкового развития при отсутствии сопутствующих патологий развития.

Логопед и ребенок

Еще одно существенное различие между дефектологом и логопедом заключается в том, что он может начать работать со своим подопечным в возрасте одного года с целью преодоления задержки в развитии. Логопед же начинает занятия с детьми, достигшими трехлетнего возраста, когда становится понятно, какие именно характеристики подлежат коррекции. Создайте условия для успешного развития дальнейшего чтения и письма.

Для точного понимания различий между логопедом и дефектологом стоит подробнее узнать, чем занимается каждый из них.

Разница между дефектологом и логопедом

Таким образом, дефектолог занимается с проблемными детьми, у которых есть проблемы со слухом или заболевания центральной нервной системы. Дефектолог работает, прежде всего, над мышлением ребенка, над его способами познания мира, а точнее, над вниманием и восприятием языка. В отличие от логопеда, он не исправляет дефекты речи, а только помогает ребенку выразить свои мысли. То есть на самом деле дефектологи не ставят постановку речи, а только борются с проблемами, вызванными психическими расстройствами.

Дефектолог может начать работать с годовалыми, а логопед — с детьми с трех лет. Логопед исправляет и развивает речь, задает звуки и произношение, а логопед занимается задержкой в ​​развитии ребенка, вызванной различными недугами, и помогает ребенку познавать мир.

Так, например, логопед не будет учить ребенка цветам, будет произносить их имена, ища правильное произношение, а задача дефектолога — ознакомить ребенка с цветами и выучить название каждого из них. То есть, по сути, дефектолог — это специалист широкого профиля, а логопед отвечает только за исправление нарушений речи.

Дефектолог: кто это и в чем суть работы

Дефектолог взаимодействует с детьми, развитие которых отклоняется от нормы. Среди его «подопечных» и взрослые. Работает в учебных заведениях, лечебных и реабилитационных учреждениях.

Бытует мнение, что название специальности «дефектолог» не совсем этично, поскольку однозначно указывает на имеющиеся недостатки. Поэтому его еще называют корректирующим или специальным учителем.

Это специалист с высшим педагогическим образованием, полученным на факультетах дефектологии. Программа подготовки врача-дефектолога, помимо педагогических дисциплин, включает патопсихологию и ряд медицинских разделов.

дефектолог и ребенок

Помощь дефектолога: когда она необходима

В первую очередь поддержка дефектолога необходима детям, у которых диагностированы следующие патологии:

  • Ранний детский аутизм, выражающийся в изменении социальных взаимодействий, стереотипном поведении, проблемах в контакте с другими людьми.
  • Детский церебральный паралич — это группа двигательных нарушений, которые образуются из-за повреждения структур головного мозга в перинатальном периоде.
  • Задержка умственного развития в результате внутриутробных инфекций, патологий беременности, недоношенности, родовых травм и т.д. Интеллектуальные расстройства здесь легкие, но они одновременно влияют на речь, память, восприятие, внимание, мышление.
  • Умственная отсталость — врожденные или приобретенные особенности, сопровождающиеся нарушением интеллекта, речи, моторики, эмоционально-волевой сферы.
  • Нарушения речи, вызванные нарушениями слуха и зрения.
  • Любые психические расстройства, если они сопровождаются дефектами речи.

Дефектолог не занимается лечением перечисленных патологий. Помогает компенсировать и исправить дефекты развития, возникающие в фоновом режиме.

Специализации дефектолога

В общем, дефектолог — это специалист, который занимается проблемами социализации, обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии. По характеру таких нарушений специализация дефектологов может быть разной.

  • Дефектолог — глухой педагог. Контингент, с которым он работает, состоит из слабослышащих, глухих и глухих детей. Врач-дефектолог изучает закономерности их развития, разрабатывает специальные программы обучения и адаптации. Использование специальных приемов (развитие остаточного слуха) помогает овладеть языком жестов и пальцев, дает рекомендации по использованию современных технических средств для исправления и компенсации проблем со слухом.
  • Дефектолог — педагог по тифу, который работает с теми, у кого серьезные проблемы со зрением. Речь идет о слепых и слабовидящих людях. Изучите возможности и условия компенсации и исправления таких нарушений, разработайте специальные программы, методы, приемы. У тифопедагога есть информация о том, как работать со средствами для коррекции зрения.
  • Дефектолог — логопед, который занимается тяжелыми нарушениями речи, возникающими на фоне психических и неврологических патологий, сопровождающих слуховые и зрительные нарушения, черепно-мозговые травмы и т.д. Помогает выявить первопричины дефектов речи и в соответствии с этим выбрать методы исправления.
  • Дефектолог — олигофренопедагог. Она отвечает за обучение и воспитание детей (а иногда и взрослых) с ограниченными интеллектуальными возможностями. Олигофренопедагог способствует развитию интеллекта, создает условия для успешного усвоения школьной программы. Он также работает с детьми с нормальным интеллектом, но страдающими невнимательностью, беспокойством и так далее, может поставить диагноз на предмет готовности к школе. «В народе» такого специалиста часто называют просто дефектологом, поскольку слово «олигофренопедагог» пугает родителей».

олигофренопедагог

На практике такое разделение между дефектологами часто бывает условным, поскольку очень часто встречаются сложные и комбинированные пороки развития. И общая теоретическая основа перечисленных специализаций одинакова: все специалисты знают, как классифицируются нарушения развития, владеют методами их диагностики, методами работы с особыми «детьми.

Общие задачи дефектологов

Основная работа специалистов направлена ​​на развитие познания ребенка, что достигается с помощью разноплановых программ и методик. Сюда входит развитие памяти, внимания, мыслительных процессов. Несмотря на узкий профиль педагогов-дефектологов, все они решают схожие задачи:

  • индивидуальное развитие сенсорных навыков;
  • развитие культурно-гигиенических навыков;
  • формирование правильной речи, полученной за счет расширения кругозора (педагог знакомит ребенка с окружающим миром, восстанавливая его словарный запас и формируя связную речь);
  • демонстрация игровых приемов (в случае, если игровые навыки не соответствуют возрасту ребенка);
  • приобретение навыков письма и речи методом слухового восприятия (ребенок находит звуки в произносимых словах);
  • формирование простых арифметических навыков (благодаря полученным знаниям о количественных и временных характеристиках предметов);
  • развитие мелкой моторики с помощью простых творческих заданий.

При каких симптомах следует обратиться к врачу

Внеплановая проверка необходима в следующих случаях:

  • в полтора года ребенок не употребляет отдельные слова и слоги, не строит предложения, речь односложная и невнятная;
  • в двухлетнем возрасте сбивается речь или ребенок вообще отказывается говорить;
  • в трехлетнем возрасте ребенок произносит звуки слишком медленно или слишком быстро, заикается, путает окончания, не может составить простое предложение, а его словарный запас менее 30 слов;
  • у четырех плохой словарный запас, общение складывается из коротких предложений и множества ошибок;
  • в семилетнем возрасте ребенок плохо умеет писать / читать.

Абсолютно всем детям до 3 лет необходимо пройти обследование и консультацию дефектолога. Почему именно в этом возрасте? До 3 лет у ребенка развивается речь и речевые диагнозы не ставятся, так как неизвестно, как ребенок будет говорить позже. В это время дефектолог определит уровень развития ребенка, если он соответствует возрасту, и проверит его эмоциональную / физическую / языковую готовность. Спустя 3 года, когда многие звуки уже сформировались и четко обозначились, дефектолог может заняться их исправлением и «поставить» желаемый звук.

Если у вашего ребенка есть какие-либо из вышеперечисленных симптомов, обратитесь к неврологу. Он исключит серьезные патологии нервной системы, после чего отправит на прием к дефектологу для коррекции речи.

Диагностика дефектов не имеет возрастных ограничений. Своевременное лечение — залог успешного лечения, но проблему можно исправить даже в запущенном случае. Логопед поможет улучшить или тренировать словарный запас, сложит слоги и предложения. В некоторых случаях потребуется специальный массаж, физиотерапия или другие терапевтические методы.

Логопед: как и с кем он работает

Из представленной выше информации видно, что логопед — это тот же дефектолог, только узкоспециализированный. Однако логопеды также могут иметь разную специализацию.

Логопед — это врач или педагог?

Часто возникает путаница в отношении квалификации логопедов. Имеют ли они образование учителей или врачей?

Если речь не идет о патологиях (психические заболевания, умственная отсталость, глухота и т.д.) и заболеваниях, то в медицинской помощи нет необходимости, а логопеду-дефектологу достаточно иметь педагогическое образование. В противном случае специалист должен иметь медицинский диплом логопеда-дефектолога, чтобы иметь возможность поставить правильный диагноз и назначить лечение.

Ведь логопед — это смежная профессия, требующая знаний как в воспитании детей, так и в медицинском аспекте проблемы.

Особенности работы логопеда

Логопед — это своего рода дефектолог, но здесь есть некоторые нюансы. Дефектологию принято называть научной дисциплиной из категории педагогики, которая разрабатывает и применяет всевозможные методы, направленные на устранение недостатков в развитии. Методики относятся к классу восстановительно-просветительских. Основные направления дисциплины:

  • Логопедия — это часть педагогики, основанная на языковых трудностях.
  • Педагогика глухих: работает исключительно с детьми с проблемами слуха или полностью глухими.
  • Тифлопедагогика — работает с людьми с нарушениями зрения.
  • Олигофренопедагогика: помогает детям с тяжелой умственной отсталостью.

Поэтому логопеды — это узкопрофильные дефектологи, специализирующиеся на исправлении аномалий речи. Дефектологи — глухие педагоги, олигофренопедагоги и тифлопедагоги. Это главный ответ на вопрос «чем отличается логопед от логопеда?».

Какими личными качествами должен обладать логопед

Работа по этой специальности подходит спокойным и рассудительным людям, настроенным помогать нуждающимся. Представителю профессии нужно терпение, выдержка и умение контактировать с людьми. Такие сотрудники должны быть толерантными и открытыми, тактичными, внимательными, добрыми.

Логопеды в большинстве случаев работают с пациентами, страдающими неуверенностью и комплексами. Они могут быть замкнутыми, отстраненными и даже агрессивными. Профессионал обязан проявить соучастие в собственной ситуации, но при этом нельзя быть слишком мягким, нужно быть настойчивым. Еще одно важное качество для сотрудника — стрессоустойчивость, проявляющаяся в умении сохранять хорошее настроение при любых обстоятельствах.

Требования к логопеду

Логопедом могут работать люди, отвечающие следующим требованиям:

  • комплексное специализированное обучение;
  • умение контактировать с детьми;
  • наличие медицинской книжки;
  • нет медицинских противопоказаний.

Некоторые работодатели часто требуют от специалиста получения сертификатов об обучении по следующим направлениям:

  • «Дефектология».
  • «Психология».
  • «Олигофренопедагогика» и т.д.

Чем обычно занимается логопед?

Взрослые обращаются за помощью к специалисту при выявлении нарушений речи у ребенка. В городе найти логопеда несложно: их «среда обитания» — школы, интернаты, детские сады, клубы, центры развития и даже поликлиники.

Прежде чем логопед приступит к работе с ребенком, необходимо установить точный диагноз, а для этого провести психологическую и медицинскую комиссию. Они находят «корень» логопеда, а логопед на основании диагноза подбирает действенный метод предотвращения нарушений.

Иногда родители поверхностно смотрят на работу логопеда, полагая, что их задача — исправить неправильное произношение букв и звуков. Работа специалиста намного амбициознее — она ​​направлена ​​на улучшение речи в целом. Воспитатель помогает:

  • нормализовать связную речь;
  • правильное неправильное произношение звуков;
  • восстановить словарный запас;
  • улучшить фонематический слух;
  • развивать грамматические навыки;
  • процесс невербального общения (движения, жесты).

В процессе работы с логопедом ребенок учится правильно задавать вопросы, придумывать истории и вести диалоги. Собеседниками в диалогах выступают как другие дети, так и взрослые. Кроме того, педагог ставит перед собой задачу предотвратить нарушения письма, развить память, мышление, моторику и восприятие окружающего пространства.

Все вышеперечисленное — это то, чем логопед отличается от дефектолога, но в работе последнего много пересекающихся задач.

Место работы и условия труда логопеда

Специальность востребована не только в учебных заведениях, но и в организациях здравоохранения.

Это включает:

  1. ясли, в том числе коррекционные и специализированные;
  2. школы;
  3. учреждения для детей с тяжелыми формами инвалидности;
  4. больницы и поликлиники;
  5. частные центры и так далее

Чаще всего у специалиста есть собственный кабинет, оборудованный для индивидуальных или групповых занятий. Поскольку основная работа логопеда связана с учебными заведениями, его рабочий график — пятидневная рабочая неделя с учетом всех школьных каникул и государственных праздников.

Зарплата логопеда

Основными критериями, определяющими размер заработной платы специалиста, являются его опыт работы и уровень профессиональной подготовки. Данные о заработной плате были взяты из онлайн-сервисов поиска работы.

  • Минимальная зарплата логопеда в России составляет около 15000 рублей.
  • Максимальная заработная плата до 100 тысяч рублей.

Самые высокие зарплаты наблюдаются в частных школах и детских садах.

В чем сходство дефектолога и логопеда

Общее у логопеда и логопеда — это образование, сфера деятельности, способы работы.

Во время учебы в университете логопеды и дефектологи обучаются на одном факультете, и большинство их дисциплин схожи. Там они изучают множество дисциплин: специальную психологию и педагогику, логопед, психологию, неврологию, психиатрию и многие другие дисциплины.

Все это помогает не только исправить произношение звука, но и учит взаимодействовать с малышом. Для таких специалистов очень важно умение выйти на контакт, понять ребенка, понять суть его проблем и выявить существующие трудности. В противном случае будет намного сложнее составить план урока и добиться прогресса.

Некоторые причины трудностей в развитии

Детям, которые в силу определенных обстоятельств имеют проблемы с языковым развитием, общением, адаптацией к миру, проблемы с обучением в различных школах, детских садах, нуждаются в помощи логопеда или логопеда.

Причины трудностей могут быть разными:

  • родовая травма;
  • инфекции во внутриутробном периоде развития ребенка;
  • болезнь в раннем периоде развития ребенка;
  • психологические и неврологические расстройства.

Это лишь некоторые из причин, по которым возникают проблемы с речью. Выявить их и найти способы решения могут такие специалисты, как логопед и логопед.

Где можно пройти обучение на логопеда?

Отучиться от логопеда или логопеда-дефектолога — задача не из легких. Нельзя пройти короткие курсы и стать логопедом, нужно профильное высшее образование.

Направление подготовки

Направление обучения, которое нужно искать в вузах, называется «Специальное (дефектологическое) образование» (кодирование — 04.03.03). Обучаясь по данной специальности, студенты первого курса обычно глубоко погружаются в общие медицинские и психологические дисциплины, а затем в узконаправленные. Если вы намерены с головой окунуться в дефект, вам нужно будет пройти курсы повышения квалификации.

Вузы

Поскольку в нашей стране много педагогических вузов, есть возможность научиться быть логопедом во многих городах России.

Летать:

  • Московский институт психоанализа
  • Государственный гуманитарно-технологический университет
  • Московский Государственный Педагогический Университет
  • Московский государственный областной университет
  • Новый Русский университет
  • Институт государственного управления
  • Московский городской педагогический университет
  • Московский Государственный Психолого-Педагогический Университет
  • Московский Психолого-Социальный Университет
  • Московский социально-педагогический институт

Санкт-Петербург:

  • Ленинградский Государственный Университет АН. Пушкин
  • Институт специальной педагогики и психологии Рауля Валленберга

Необходимые ЕГЭ

  • Социальные науки
  • Русский язык
  • Биология

Особенности, плюсы и минусы профессии логопеда

«В своей работе специалист должен проявлять большое терпение и выдержку», — говорит логопед Вита Билуха. — Важно иметь добрую волю, коммуникативные навыки, интуицию. Требуются наблюдательность и настойчивость, гибкость ума. Ведь очень часто подачу материала приходится реконструировать прямо на ходу: одного ожидаешь, а надо работать над другим».

Одна из главных трудностей профессии — необходимость работать с «трудными» детьми. Без искреннего желания помочь, шаг за шагом пройти долгий путь исправления, терпения — очень сложно справиться с психологическим стрессом. Еще один существенный недостаток — огромное количество документов, которые необходимо хранить специалисту при работе в бюджетном учреждении. Либо привыкают к этому, либо переходят в частную практику, где объем отчетов специалист определяет сам.

Сколько часов работает логопед

Норма оплаты труда в бюджетном учреждении — 20 часов в неделю, то есть логопед работает 4 часа в сутки. Это одно из преимуществ профессии — такая программа позволяет не уставать и не быть перегруженным. Всегда есть время для личных дел, а при желании вы также можете заняться частной практикой в ​​свободное время.

Сколько длится отпуск у логопеда

Продолжительные каникулы — еще одно преимущество профессии. Его продолжительность 56 дней. А поскольку специалисты работают в школах или детских садах, где учебный процесс длится с сентября по май, праздник всегда приходится только на летние месяцы, что тоже удобно.

Сколько зарабатывает логопед

Уровень заработной платы не отличается от обычного в бюджетной сфере. В зависимости от региона и места работы специалист может рассчитывать на 17-20 тысяч рублей в месяц. Средняя зарплата логопеда в школе обычно выше, чем в детском саду.

«Таким образом, у логопеда нет профессионального роста», — поясняет Вита Билуха. — Но сейчас все больше и больше специалистов уходят в частную практику. Те, у кого есть самодисциплина и организаторский характер, могут добиться хороших результатов. В этом случае почасовую ставку устанавливает сам специалист».

По словам эксперта, успешно реализовать себя в профессии смогут только те, кто любит ощущать пользу от своей работы, кто хочет помочь людям стать здоровее и счастливее. И только на втором месте должен быть короткий рабочий день и длительный отпуск. В этом случае человек оценит работу.

Когда следует посещать логопеда – ориентируемся на возраст малыша

На самом деле нет рекомендованного возраста для профилактических занятий с врачом. Вы можете начать посещать логопеда к концу первого года жизни вашего ребенка. Чтобы ребенок вовремя заговорил, необходимо выяснить степень понимания речи окружающих, какие психологические функции уже развиты, какие нужно стимулировать.

Развитие речи имеет четкие временные рамки. Другими словами, в определенном возрасте ребенок должен овладеть определенными вещами. Если этого не произошло, родителям следует обратиться к специалисту.

Стандарты:

  1. с 10 месяцев — речь малыша меняется с лепет на осознанные слова;
  2. от 10 до 24 месяцев: ребенок начинает использовать фразы и вокальные конструкции;
  3. до 5 лет — ребенок начинает изучать систему родного языка — овладевает строением языка, словарным запасом и грамотным произношением.

Повод для обращения к логопеду

Многие считают, что логопед, будь то врач или педагог, работает только с детьми, и нет смысла посещать взрослого с нарушением речи. Это мнение не соответствует действительности. Конечно, взросление — фактор, затрудняющий работу с речевыми проблемами. Многие дефекты уже нельзя будет полностью устранить, но некоторые улучшения вполне возможны.

обращение к логопеду необходимо в таких случаях:

  • после операции по удалению гортани или голосовых связок: в этих случаях врач помогает пациенту научиться использовать голосовую щель для извлечения определенных звуков;
  • в процессе реабилитации после инсульта: при поражении головного мозга в центрах, отвечающих за речь, может возникнуть парез или паралич мышц гортани и мимических мышц. В этом случае врач предлагает специальный комплекс упражнений, помогающий добиться улучшения;
  • если нарушения речи возникли после перенесенного психического расстройства: работа может быть выполнена совместно с психиатром или психотерапевтом.

Кроме того, к логопеду обращаются также люди, которые хотят улучшить свои разговорные навыки, улучшить дикцию. С ними работает логопед.

Какие органы и психические явления лечит логопед

В компетенцию врача входит вся система органов речевого аппарата:

  • полость рта (челюсти, зубы, десны, твердое и мягкое небо);
  • голосовые связки;
  • язык.

Кроме того, логопеды занимаются изучением и лечением такого явления, как логоневроз. Этот термин относится к заиканию различного происхождения.

Заболевания и нарушения, относящиеся к компетенции логопеда

Логопед работает с различными типами нарушений речи, как устными, так и письменными.

Его задача — устранить:

  • дисфония и афония (нарушение звучности речи или ее отсутствие);
  • дислалия (проблемы с произношением определенных звуков или сочетаний звуков);
  • брадилалия или тахиллия (медленное или ускоренное произношение звуков);
  • дислексия и легастения (нарушение чтения);
  • дефекты речи и ринофония голоса, связанные с проблемами слуха, а также хирургическими вмешательствами;
  • баттаризм, готтентотизм (абсолютная путаная речь);
  • ринолалия (проблемы с речью, возникающие из-за особенностей формирования верхней губы и неба);
  • дисграфия и аграфия (нарушение письма).

Лечением некоторых из этих патологий врач занимается в сотрудничестве с хирургами, стоматологами, неврологами, отоларингологами.

Отдельным направлением деятельности логопеда являются нарушения речи, связанные с органическим поражением языковых центров головного мозга. Такие дефекты, как правило, трудно исправить. Этим занимается логопед-афазиолог.

Какие методы диагностики и лечения применяет в своей деятельности логопед

Проблемы с речью в основном диагностируются на слух. Врач, проводя консультацию и прием, сначала опрашивает пациента, и уже по звукам его речи, по ее связности он может сделать предварительные выводы о дефектах речевой деятельности. Кроме того, врач проводит специфические обследования и при необходимости назначает консультации смежных специалистов: отоларинголога, невролога, невропатолога, психиатра.

После диагностики и установления проблемы логопед определяет, входит ли это в его компетенцию или необходимо направить пациента к другому специалисту.

Вся система лечения у логопеда для детей и взрослых отличается тем, что в первом случае она будет иметь игровую форму. Врач применяет комплексные методы воздействия как на сам дефект, так и на причину его появления (по возможности). Эффективность лечения напрямую зависит от целеустремленности и настойчивости пациента, поскольку только повторные тренировки и повторение дают заметные результаты. Занятия проходят по схеме усложнения и, в основном, представляют собой серию упражнений. В некоторых случаях врач назначает медикаментозную терапию.

Логопед — это специалист, благодаря которому люди с проблемами речи имеют возможность полноценно общаться с окружающим миром. Этот вопрос актуален как для детей, так и для взрослых. Речевые дефекты могут стать серьезным препятствием для нормальной жизни, учебы, работы и построения отношений.

В зависимости от полученного образования у логопеда он может заниматься педагогической деятельностью или осуществлять лечебную деятельность на базе специализированных поликлиник, больниц, исправительных центров.

Главные заблуждения родителей:

  • у ребенка речь формируется до 5 лет, поэтому обращаться к специалисту раньше нет смысла — не каждый родитель может объективно оценить развитие речи ребенка. Поэтому важно обратиться к логопеду за достоверным анализом развития ребенка, нарушения которого могут начаться даже в раннем возрасте;
  • неправильное произношение исчезнет само собой — некоторые дефекты речи (замена сложных статей более простыми) действительно могут исчезнуть с возрастом. Однако если в 4 года проблема не исчезнет, ​​ее необходимо решить с помощью профессионала;
  • если ребенок вообще не говорит, логопед тут не поможет — постановкой речи в самом широком смысле слова занимается логопед. Его работа происходит на всех уровнях языковой системы, включая психологический аспект;
  • справиться с ребенком можно без посторонней помощи — многие родители, решившие лично обучить ребенка, даже не подозревают, что их собственная акустика не совсем верна. Логопед покажет правильное произношение и эффективные тренировочные упражнения;
  • для достижения результата достаточно 1-2 занятий с логопедом: курс коррекции речи определяется в индивидуальном порядке. Одному ребенку действительно нужна всего пара уроков, а другому нужны длительные курсы, чтобы решить задачу.

Какие выводы можно сделать?

  1. Нужна полная диагностика развития ребенка. Если ребенок не разговаривает, это всего лишь симптом, который может указывать на различные проблемы. Двое не говорящих детей могут быть совершенно разными по структуре расстройства. Например, у ребенка может быть задержка языкового развития, при этом все остальные области (когнитивные, эмоционально-волевые, поведенческие) сохраняются. А у другого ребенка поражены / не созрели подкорковые отделы головного мозга, в результате чего то, что сейчас называется расстройством аутистического спектра (может сопровождаться расстройствами пищевого поведения, сна, двигательной сферы, стереотипными движениями, аутоагрессией, двигательной растормаживание / вялость). Это значит, что коррекция будет строиться по-разному. В нашем Центре существует такая форма первичной консультации, как психолого-педагогическая консультация, то есть осмотр и диагностика специалистами разного профиля: нейропсихологом / клиническим психологом, дефектологом-олигофренопедагогом, логопедом-дефектологом. Конечно, нельзя забывать о неврологическом обследовании, в том числе и о аппаратных методах диагностики. Наши специалисты при необходимости дадут направление на дополнительные обследования.
  2. Как правило, при сочетанных недугах и сложных диагнозах требуется и комплексная коррекция. Требуются занятия у разных специалистов и аппаратная нейрокоррекция (например, Tomatis и Vorbrain). В идеале специалисты могут обмениваться информацией друг с другом. То есть учителя и психологи проводят уроки «извне», а аппаратные методы помогают мозгу «созреть» изнутри. Поэтому такой подход дает максимальный эффект.
  3. Чтобы понять процесс коррекции, родителям важно определить «цели», на которые направлены усилия семьи и специалистов. Поэтому важно быть на связи с педагогами, психологами, обязательно уточняйте, какие упражнения на что направлены, что нужно делать в домашних условиях, чтобы ускорить результат.
  4. Выбирая специалиста, желательно знать стаж его работы, специфику обучения. Например, многих родителей обжигает то, что они ведут ребенка к логопеду, не имеющему опыта сложных речевых расстройств и действующему наугад (например, «накладывают звуки» на ребенка, который не разговаривает с алалией, что в корне неверно).

Итог

Делая выбор в пользу профессии логопеда, стоит учесть ее особенности и недостатки. Во-первых, в связи с этим возникают сильные психические нагрузки на фоне работы с больными детьми или агрессивными взрослыми. С другой стороны, это прекрасная возможность помочь нуждающимся и улучшить качество их жизни.

 

Оцените статью
Блог о профессиях